Интересную
задачку случайно придумали авторы учебника Физика-11 (2009). Причем очень ненавязчиво
она предлагается. Заключается задача в следующем -на рисунках 59 а-г и 60 а-г (стр. 98) предлагается ряд построений в линзах. Нужно
найти ошибку:
Задача 5. По прямой
реке с постоянной скоростью u = 3 м/с плывет баржа
длиной L = 20 м. На корме баржи стоит
человек. Он начинает ходить по барже от кормы к носу и обратно. Вперед, по
направлению движения баржи, он идет с постоянной относительно баржи скоростью v1 = 2 м/с, а назад - с постоянной относительно
баржи скоростью v2 =1 м/с.
1. Какой путь пройдет человек относительно берега реки,
если он пройдет по барже туда и обратно n = 4 раза?
2. Какой путь пройдет человек относительно берега реки,
если он пройдет по барже туда и обратно n = 4 раза, а баржа
начнет движение с ускорением а = 0,1
м/с2?
Решение (авторское).
1) Время движения
человека по барже по направлению движения баржи
t1 =
L/ v1= 20/2 с = 10 с
Время движения человека по барже по направлению,
противоположному движению баржи
Как оказалось, не так-то просто определить виноватого. Мы остановились на круглой цифре и после того, как получили ответы 200 респондентов, решили подвести итоги. Вот результаты опроса:
Сейчас много вопросов возникает по ведению документов. С
какой буквы писать названия предметов, что ставить: точку или запятую, как
правильно писать кавычки и много других важных моментов. А сами документы
соответствуют нормативам? Удобно ли с ними работать? Попробуем заглянуть в
святая святых учебного процесса – Классный журнал.
Как-то сыро выглядит данная работа, несмотря на то, что
проводится она уже давно. Но видно дело именно в этом – программы меняются, а
работа дрейфует во времени, практически не меняясь. Легкая на первый взгляд, она
потрясает своими контрольными вопросами. Давайте попробуем в них разобраться,
тем более что их всего два.
а. Какие силы
действуют на подвешенный к пружине груз? Чему равна равнодействующая этих сил?
Первая часть вопроса нареканий не вызывает. А вот вопрос о
равнодействующей силе несколько преждевременен. Равнодействующая сила, согласно
утвержденному министерством планированию, будет изучаться только через пару
уроков. Читайте документы министерства, уважаемые авторы.
б. Какова
математическая зависимость между удлинением пружины и приложенной силой?
Вопрос ввергает большинство детей в ступор. Далеко не все учащиеся
в 7-ом классе знают, что такое математическая зависимость. Они и линейную
функцию только начали изучать. А здесь надо применить непростые математические
знания при ответе на теоретический вопрос.
Оценить правильный ответ на него можно на 10 баллов. И,
спрашивается, зачем тогда супер задание? А похоже оно и не нужно, так как на
его решение авторы даже места в тетради не оставили. Ни одной строчки.
Не за горами олимпиады. В этом учебном году районная
олимпиада по астрономии будет проходить 20 ноября. В рамках подготовки,
предлагаем условия и авторские решения задач районной олимпиады 2009/2010 года,
не забывая, впрочем, добавлять и свои пять копеек.
1. Телескоп имеет
диаметр объектива 20 см. Определите его разрешающую способность. Примечание:
максимум чувствительности человеческого глаза при наблюдении в данный телескоп
лежит на длине волны 530 нм.
Авторское решение.
Воспользуемся формулой для дифракционного предела
разрешающей способности:
ψ =
1.22∙λ/D
= 0,0000032 радиан = 0.67”.
Пять копеек.
Однако
в учебнике астрономии таких формул не приводится. Зато есть другая:
ψ = 140”/D = 0,7”.
В данной формуле учитывается, что максимум чувствительности
человеческого глаза лежит на длине волны 530 нм. D в обоих формулах – диаметр объектива в
мм.
11 класс. Лабораторная работа №1 «Изучение колебаний математического
маятника»
Первая лабораторная работа в 11 классе навевает грусть и
тоску. Данная работа в прошлом учебном году также входила в программу, однако
тогда она была под номером три. Но не в этом дело. В тетради для лабораторных
работ для 11 класса 2010 года (В.В.Жилко, Л.Г.Маркович, Л.Г.Егорова), кроме того,
что изменился порядок авторов на обложке и цвет штанов у шизоида (см. здесь), первая работа неожиданно увеличилась в
объеме по сравнению с годом предыдущим!? В ней авторы предлагают провести 6 (шесть)
опытов, причем в каждом по 5 (пять) измерений. Раньше предлагалось провести 4
(четыре) опыта по 3 (три) измерения. То есть, если раньше надо было всего провести
12 измерений, то сейчас – 30. Увеличение работы в 2,5 раза. Между тем,
контрольные вопросы остались те же. Может раньше у детей оставалось слишком
много времени? Попробует рассчитать сколько надо времени, чтобы провести данную
работу в полном объеме. Мы имеет дело с математическим маятником, причем его
длина не менее метра. Период такого маятника равен около двух секунд (минимум).
Нужно в каждом измерении посчитать время 40 колебаний маятника, т.е. не менее
80 с. Если учитывать время записи, время между измерениями, расчеты, то нужно
не менее двух минут. Так как первые четыре опыта нужно проводить именно с таким
маятником, то на это нужно 20*2 минуты =40 минут. Последние два измерения нужно
проводить с маятниками длиной 75 и 50 см. Периоды колебаний таких маятников
равны 1,7 с и 1,4 с соответственно. Итого, на два последних опыта нужно еще
около 15 минут. Получаем 55 минут на одни измерения. Если прибавить организационный
момент, выводы по всем шести опытам, ответы на контрольные вопросы, то на
работу необходимо затратить не менее 90 минут, т.е. два урока. И это только при
очень быстрой и слаженной работе. Конечно, в лицее учитель может себе это
позволить, но в средней школе это недопустимо. Поэтому предлагаю (особенно
молодым учителям) проводить как и раньше четыре опыта по три измерения. Кроме
того, советую ограничиться 20 колебаниями в каждом измерении.
На одном рисунке представлены мерная лента и линейка. Но
шкалы у них разные: на 13 см мерной ленты укладывается 12,5 см линейки (с
учетом начального отступа линейки).
Прямо скажем: «Заждались!». И вот настал тот час, когда
перед нами лежит учебник физики для 6 класса. После слов благодарности авторам,
все же раскроем его и оценим содержание, отдавая приоритет рисункам.