Этот день стоит в середине
года (невисокосного), так как до него и после него 182 дня. Он выпадает на
тот же день недели, что и Новый Год.
События
1803 — Французский воздухоплаватель А. Ж. Гарнерен со своей
женой совершили первый в России полёт на
тепловом аэростате (Санкт-Петербург).
1838 – Учреждение Пулковской
астрономической обсерватории при Академии наук.
1859 — Первый в Америке дальний
полёт на аэростате осуществили Джон С. Уайз, Джон Ли Маунтэн и О. А.
Гейджер. Они пролетели 1800 км от Сет-Луиса до Хендерсона (штат Нью-Йорк).
1900 – Первый полёт дирижабля конструкции
графа Фердинанда фон Цеппелина
модели LZ-1.
Каркас дирижабля, длиной 128 и диаметром 11,7 м, площадь
миделя 106 кв. м, собирался из алюминиевых профилей. Средняя часть корпуса,
протяженностью 96 м, имела цилиндрическую форму; носовая и кормовая части
каркаса, по 16 м каждая, были совершенно одинаковы, так что по внешнему
очертанию форма корпуса была сигарообразной. Внутренняя часть разделялась
поперечными перегородками, делящими ее на 17 отсеков, из них 15 длиной по 8 м и
2 отсека длиной по 4 м с баллонами, наполненными водородом. Корпус представлял
собою длинный 24-гранный цилиндр с эллипсовидными окончаниями, обтянутый
хлопчатобумажной тканью, покрытой лаком. Шарообразные баллоны были изготовлены
из однослойной хлопчатобумажной прорезиненной ткани, пропитанной для уменьшения
газопроницаемости лаком. Каждый из газовых баллонов имел свой предохранительный
клапан диаметром в 660 мм и весом 1,4 кг, а сверх этого имелось еще пять
клапанов для маневрирования — при спуске газ выпускался. Все клапаны
спроектировал сам Цеппелин. Управление маневровыми клапанами осуществлялось из
гондолы посредством тросов, проходивших по проложенным внутри корпуса
алюминиевым трубам, и системы роликов.
Это сооружение величиною с крейсер должно было двигаться в
воздухе с помощью всего лишь двух моторов «Даймлер», мощностью в 14,7 л. с. с
водяным охлаждением и весом 420 кг. Вода для охлаждения проходила через большие
холодильные трубы, откуда с помощью насосов возвращалась обратно в двигатели.
Последние устанавливались в небольших открытых гондолах, подвешенных под
носовой и кормовой частями корпуса. Каждый из них вращал по 2 алюминиевых
воздушных винта, укрепленных на металлических рамах по бортам дирижабля
несколько ниже продольной оси.
Снизу под корпусом на расстоянии 5 м от него и 32 м от
каждого из его концов размещались 2 алюминиевые гондолы длиной 7 м, шириной 1,8
м и высотой 1 м. Вес пустых гондол — 220 кг. Они соединялись мостиком длиной 50
м, шириной — 80 см, жестко укрепленным под каркасом посредством четырех штанг и
четырех подкосов. После первого же полета LZ-1 этот мостик был снят и вместо
него поставлена алюминиевая решетка — платформа, более устойчиво соединявшая
между собой гондолы. Под ним на тросах подвешивался подвижный свинцовый
сигарообразный балласт массой 100 кг, который служил для изменения дифферента
воздушного корабля. Груз мог передвигаться на 7 м в каждую сторону, считая от
вертикальной оси, проходящей через центр среднего (9-го) отсека. Цеппелин
полагал, что наклоняя или поднимая на ходу нос корабля, т. е. изменяя
дифферент, ему удастся набирать высоту либо снижаться без сбрасывания балласта
или выпуска в атмосферу части водорода. Последующие испытания не подтвердили
этих предположений, и в дальнейшем подвижный балласт не применялся.
Первый полет был не самым удачным. После 20 минут дирижабль
пришлось посадить на воду Боденского озера.
1948 — первый полёт летающей
лодки Бе-6.
1960 – первый полёт первого российского реактивного учебного самолёта Як-30.
В 1957 г. ОКБ Яковлева приступило к проектированию реактивного
учебно-тренировочного самолета, получившего обозначение Як-104.
В 1960 году были построены два опытных Як-104 - первый 15 мая (борт
"30") и второй - 21 июля (борт "50"). Ведущим конструктором
был К.В.Синельщиков, и.о. заместителя Генерального конструктора А.С.Яковлева.
Ведущими инженерами - Л.И.Лис (подготовка производства) и В.П.Власов. В том же
году Як-104 переименовали в Як-30.
Обе опытные машины участвовали в заводских испытаниях с 20 мая 1960 года по
март 1961 года. Испытания проводили летчики В.П.Смирнов, В.Г.Мухин и
В.М.Волков, участвовали в облетах также и летчики ЛИИ -С.Н.Анохин,
В.М.Пронякин, А.П.Богородский. Всего было выполнено 82 полета общей
продолжительностью 43 ч 36 мин. Никаких затруднений в эксплуатации самолета и
двигателя не возникало. При обжатии самолета (разгоне его в пологом
пикировании) были достигнуты число М полета 0,792 и приборная скорость 788 км/ч
на высоте 1500 м (индикаторная скорость 803 км/ч). Машина получила
положительные оценки по всем пунктам программы.
2002 — Стив Фоссетт завершает
первое в мире кругосветное путешествие
на воздушном шаре.
Родились
1840 — Павел Дмитриевич Кузьминский (ум.
1900), инженер, изобретатель, создатель газовой реверсивной турбины.
Труды Кузьминского посвящены вопросам механики корабля,
теплотехники, гидромеханики и воздухоплавания. Разработал новую форму судового
корпуса с тетраэдровидной подводной частью; построенная в 1881 по его проекту
шлюпка показала хорошую маневренность и возможность повышения скорости
движения. В 1880—82 совместно с Д. И. Менделеевым занимался исследованием
законов вязкого трения. В 1881—84 изобрел и построил гидравлический динамометр.
В теплотехнике дал ряд прогрессивных решений: доказал выгодность сжатия рабочей
смеси в двигателях внутреннего сгорания (1862); предложил использовать
комплексные силовые установки с несколькими рабочими телами как наиболее
экономически выгодные (1862); предложил применять в котельных топках
пылеугольное топливо (1865). В 1887—92 сконструировал и построил первую в мире
газовую реверсивную турбину радиального типа с 10 ступенями давления. Турбина
должна была работать на парогазовой смеси, которая получалась в созданной Кузьминским
(1894) камере сгорания — "газопаророде". В 1893 с инженером Н. Ф.
Пашининым проектировал прямоточный котел с принудительной циркуляцией и
сепаратором пара. Кузьминский — один из инициаторов создания воздухоплавательного
отдела Русского технического общества.
1862 — Уильям Генри
Брэгг (ум. 1942), английский физик, президент Лондонского королевского
общества (1935—1940 гг.), основоположник рентгеноструктурного анализа, лауреат
Нобелевской премии 1915 года за определение атомной структуры ряда кристаллов с
помощью дифракции рентгеновских лучей.
1898 — Хью Драйден
(ум. 1965), американский физик, директор НАСА.
1906 — Ханс Альбрехт
Бете (ум. 2005), американский астрофизик, лауреат Нобелевской премии по
физике 1967 года.
Источники:
Советский
Энциклопедический Словарь, Военный Энциклопедический Словарь, Энциклопедия для
детей. Физика.
Использованы материалы сайтов:
"Один день истории на мультипортале "Кирилл и
Мефодий" (http://www.km.ru/oneday/), "ГАЗЕТА.RU", "LENTA.RU",
"VESTI.RU", "Википедия — свободная энциклопедия",
"Национальная служба новостей" и "Этот день в истории" (http://www.citycat.ru/historycentre/).
|