Школьные учебники
К сожалению, нынешние учебники физики изобилуют неточностями и опечатками. Особенно это касается задач, где иногда одна неверная буква приводит к совершенно иному пониманию задачи, а часто и запутывает ее.
Но есть неточности и в самих учебниках. Мы сделали попытку разобраться с ошибками и внести в учебники некоторую ясность.
6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Есть моменты в учебниках всех классов, которые я считаю неправильными.
1. В задачах приводится обозначение физических величин. Например: мальчик бежит со скоростью v=2,0 м/с... Зачем написано обозначение скорости? Кем считают наших детей - дураками (не знают обозначений величин) или гениями (несмотря на все провокации, могут разобраться с задачей)? В любом случае, ученикам, которые не умеют решать задачи, это не помогает, а ученикам, которые их решают - мешает.
2. Ускорение свободного падение (УСП) принято равным 10 м/с2. С экрана телевизора Михаил Задорнов кроет американскую школу за то, что они дробей не знают и принимают УСП равным 10. Ну а мы, получается, не хуже американцев. Может и число пи будем принимать равным 3? Зачем понадобилось делать такое округление. В советской школе мы твердо знали: УСП = 9,8 м/с2. Что в этом плохого? Теперь дети твердо знают: УСП = 10 !?? Извините, но это, по-моему, просто бред...
3. Запись ответа. Ради того, чтобы показать точность ответа, теряется рационализм в его записи. Пример: при решении задачи получен ответ 600 Н. Но исходя из условия, ответ надо записать с точностью до двух знаков. Чтобы это было заметно, в ответе приводится запись: 0,60 кН. Учениками легче воспринимается ответ 600 Н. Да и запись короче на два знака. Возникает вопрос: 600 Н правильный ответ? Да. Тогда зачем вся эта суета. Получили 600 Н, пусть и в ответе будет удобная, рациональная запись.
4. Формат записи данных в таблицах. Пример (вымышленный, но отражающий суть):
Вещество R·10¹º, м Водород 1,0
Чему равно значение R для водорода. Оказывается 1,0·10-¹º (!?), так как чтобы получить значение 1,0 надо настоящее значение умножить на 10¹º. Но зачем это все? Разве нельзя вместо R·10¹º,м написать R, 10-¹º м, как это было раньше в сборниках Рымкевича? Можно для этих целей использовать приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц. А если нет и такой возможности, можно и в саму ячейку написать значение, умноженное на 10 в нужной степени. Ведь по этим учебникам учатся не в институте, а в обыкновенных средних школах. Вместо того, чтобы думать над задачей, ученики больше думают как выписать из таблицы правильное значение. А если открыть учебники школьников, то можно заметить, что во многих из них знак степени исправлен учащимися на противоположный.