Вторник, 30.04.2024, 23:00

Главная » 2010 » Август » 2 » физика в истории: 3 августа
18:27
физика в истории: 3 августа

События

1596 — Немецкий астроном Давид Фабрициус открыл первую переменную звезду — Миру Кита.

1847 – Монреаль, Квебек, Торонто и Баффало впервые соединены телеграфом.

1926 — На площади Пиккадилли установлены первые в Лондоне светофоры.

1927 — Впервые проведён сеанс телефонной связи между Берлином и Буэнос-Айресом.

1958 — американская АПЛ «Nautilus» в ходе секретного задания «Солнечный свет» в 23 часа 15 минут впервые в истории достигла Северного полюса под водой.

1970 – США произвёли первый запуск ракет морского базирования «Посейдон».

Разработка началась в 1963. 3 августа 1970 успешно завершена серия лётных испытаний. Программа производства 619 ракет «UGM-73A Poseidon» была завершена в 1978 году. 496 ракет были развёрнуты на атомных подводных лодках (АПЛ). 31 марта 1971 года АПЛ «Lafayette» заступили на боевое патрулирование с новыми ракетами на борту. Ракетная система «Poseidon-C3» состояла на вооружении до 1996 года, когда последняя ракетная лодка была выведена из боевого состава в соответствии с положениями договора СНВ-1.

2004 — была запущена автоматическая межпланетная станция (АМС) MESSENGER (англ. MErcury Surface, Space ENvironment, GEochemistry and Ranging) для исследования Меркурия.

Меркурий относится к одним из самых малоизученных объектов Солнечной системы. За всю историю космических исследований его посетил всего один аппарат — Маринер-10, 3 раза пролетевший мимо планеты в 1974—1975 годах. В настоящее время заснято менее половины поверхности Меркурия, отсутствуют данные о химическом составе, строении планеты и многом другом. Для заполнения этих пробелов НАСА была организована миссия MESSENGER.

Чтобы выйти на орбиту вокруг планеты, MESSENGER потребуется целых семь лет. Любопытно, что полет к Плутону, гораздо более удаленному, у миссии New Horizons займет лишь немногим больше.

Меркурий является одним из самых труднодостижимых объектов Солнечной системы: чтобы перебраться с околоземной на околомеркурианскую орбиту, нужно погасить значительную часть орбитальной скорости Земли, которая составляет примерно 30 км/с. В настоящее время ни один аппарат не способен на прямой перелёт к Меркурию, и обычно применяется сложная стратегия из многочисленных гравитационных манёвров.

Траектория MESSENGER’а предусматривает 6 таких манёвров: 2 августа 2005 г. аппарат прошёл на высоте 2347 км от поверхности Земли, 24 октября 2006 г. состоялся пролёт около Венеры с минимальной высотой 2992 км 5 июня 2007 г. MESSENGER ещё раз пролетел вблизи Венеры по верхней границе облаков на высоте 338 км от поверхности планеты.

Во время первого пролёта мимо Венеры не было предусмотрено никакой программы научных исследований, потому что Венера и Земля находились в верхнем соединении. Во время своего второго пролёта мимо Венеры MESSENGER сделал серию из 50 снимков удаляющейся планеты: первый — находясь на расстоянии в 60,6 тыс. км от планеты, последний — в 89,3 тыс. км. В течение второго пролёта Венеры MESSENGER также провел совместные работы по изучению поверхности Венеры с европейским космическим аппаратом «Венера Экспресс». Кроме возможности сравнения данных полученных двумя КА, находящихся на разных траекториях и обладающих разными исследовательскими инструментами, эта работа стала для MESSENGER проверкой функционирования его научного оборудования.

14 января в 19:04 по Гринвичу, 6 октября 2008 г. и 30 сентября 2009 г. MESSENGER осуществляет пролёты вблизи Меркурия, и только 18 марта 2011 года аппарат выйдет на высокоэллиптическую полярную орбиту вокруг самой близкой к Солнцу планеты. Наименьшая высота в перигермесии составит 200 км. Аппарат должен проработать на орбите Меркурия двое меркурианских суток, то есть немного меньше земного года.

Фото Меркурия, переданное аппаратом MESSENGER с дистанции 27 тыс. км. Эта часть Меркурия ранее никогда не фотографировалась космическим аппаратом

14 января 2008 года MESSENGER совершил первый пролёт мимо Меркурия (минимальное расстояние — 200 км), передав подробные снимки поверхности.

6 октября 2008 года зонд Messenger совершил второй пролёт в непосредственной близости от Меркурия. В ходе пролёта были получены снимки Меркурия, на которых обнаружились непонятные точки какого-то тёмного вещества, обильно разбросанные по его поверхности. Они намного темнее фона и, судя по всему, представляют собой «выбоины», оставленные метеоритными ударами. Однако не все кратеры даже одинаковой глубины демонстрируют на дне материал одинаковой структуры — это говорит о том, что распределение вещества под поверхностью планеты неоднородно. Геологически крохотный Меркурий оказывается не так-то прост, и структура его не представляет собой элементарный «бутерброд».

Состав этой тёмной породы неизвестен. Возможно, она содержит тёмный минерал наподобие ильменита, состоящего из железа и титана и весьма распространённого не только на Земле, но и на Луне. Может она быть и кремниевой, с включениями железа. Ученые надеются, что больше света на эти тёмные участки прольют дополнительные исследования Messenger’а.

Кроме того, в ходе второго пролета зонд тщательно промерил меркурианский ландшафт и показал, что по высоте он в той области, которая была исследована, остается удивительно постоянным. Эта область (западное полушарие, окрестности экватора) на 30 % более ровная, чем противоположная. В коре Меркурия обнаружен резкий перепад высотой целых 600 м, который может быть «шрамом», оставленным на планете в результате её сжимания в период быстрого остывания.

29 сентября 2009 года MESSENGER совершил третий пролёт мимо Меркурия. В 21:55 UTC аппарат прошел на расстоянии 228 км от поверхности планеты.

Родились

1804 — Павел Петрович Мельников (ум. 1880), инженер и учёный в области транспорта, почётный член Петербургской АН.

1811 — Элиша Отис (ум. 1861), изобретатель лифта.

1935Георгий Степанович Шонин (ум. 1997), советский космонавт.

В 1957—1960 служил лётчиком, старшим лётчиком в ВВС Балтийского и Северного флотов.

7 марта 1960 был зачислен в первый отряд космонавтов СССР.

11 октября — 16 октября 1969 участвовал в космическом полёте в качестве командира корабля «Союз-6» (бортинженер — Валерий Кубасов) Продолжительность полёта составила 4 суток 22 часа 42 минуты 47 секунд. Полёт проходил одновременно с полётом космических кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Во время полёта впервые в мире были осуществлены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на аппаратуре, разработанной в киевском Институте электросварки имени Е. О. Патона. Также был проведен эксперимент «Факел» по обнаружению запусков баллистических ракет.

В 1970—1973 — начальник отдела (военные программы «Алмаз» и «Союз-ВИ») первого управления, в 1976—1979 — начальник второго управления (тренировочная база) Центра подготовки космонавтов. В 1979 отчислен из отряда в связи с переводом на лётную должность в ВВС.

В 1979—1980 — заместитель командующего 5-й воздушной армией Одесского военного округа.

В 1980—1983 — заместитель командующего ВВС Одесского военного округа.

В 1983—1988 — начальник управления Аппарата начальника вооружений ВВС, занимался вопросами опытного строительства и серийных заказов.

В 1988—1990 — начальник 30-го Центрального НИИ авиационной и космической техники Министерства обороны СССР.

В 1990 уволен в запас.

Автор книг «Самые первые» (1976; о членах первого отряда космонавтов, в том числе - тех, которым не довелось участвовать в космических полётах), «Память сердца» (2001).

Источники:

Советский Энциклопедический Словарь, Военный Энциклопедический Словарь, Энциклопедия для детей. Физика.

Использованы материалы сайтов:

"Один день истории на мультипортале "Кирилл и Мефодий" (http://www.km.ru/oneday/), "ГАЗЕТА.RU", "LENTA.RU", "VESTI.RU", "Википедия — свободная энциклопедия", "Национальная служба новостей" и "Этот день в истории" (http://www.citycat.ru/historycentre/).

Просмотров: 1002 | Добавил: anat