Вторник, 22.08.2017, 15:06

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Зубренок | Регистрация | Вход
Форма входа

Основное меню

Категории раздела
Школьные учебники [47]
Уголок астрономии [20]
Тестирование [34]
Конкурсы [25]
Лаборатория [10]
Статьи [25]
Литература [5]
Экзамены [11]
Зубренок [2]
Разное [13]
Документы учителя [12]
Планирование [17]
Олимпиада [11]
Исследования [19]

Наш опрос
Как часто старшеклассники пользуются услугами репетитора?
Всего ответов: 396

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Несомненно, самый популярный конкурс по физике, среди школьников - "Зубренок". Наши благодарности авторам конкурса, однако, не означают, что мы будем к ним снисходительны. Только строгий анализ всех ошибок позволит его улучшить и повысить интерес к нему.


"Зубренок-2010", 23 января

"Зубренок-2009", 22 января


23
января прошел очередной конкурс "Зубренок-2010"

И здесь всех ждал сюрприз. Изменилось содержание заданий. Вместо привычных интересных вопросов оказались простые задачи по физики. Чтобы как-то скрасить эту замену, авторы внедрили в задачи мультяшных героев: Волка и Зайца, Матроскина, Шарика, Печкина и дядю Федора, Леопольда и мышей и т.д.


По этому поводу хотелось бы отметить, что о таких изменениях надо предупреждать заранее, пока дети еще не сдавали деньги за участие в конкурсе. Ведь не все участники собираются сдавать ЦТ по физике.

Следует отметить, что в задачах "Зубренка" принимается g=10 Н/кг. Для всех классов от 6 до 11. Но уже с 9 класса дети знают, что g - ускорение свободного падения и единица измерения у него соответствующая. 

Что касается заданий, то неточность обнаружена в задаче №18, 9 класса. Условие:

18. Кот Леопольд равномерно втаскивал груз массой m = 4 кг вверх по наклонной плоскости с углом наклона к горизонту, равным α = 30 град. Какую наименьшую силу должен прикладывать кот Леопольд, если коэффициент трения между грузом и плоскостью μ = 0,5?

А) 28,5 Н; Б) 31,7 Н; В) 34,3 Н; Г) 36,7 Н; Д) 38,6 Н.

По расчетам получается 37,3 Н. Вот если g взять 9,8, то значение будет близким к 36,7 (по моим подсчетам 36,6). Попробуйте сами проверить эту задачу.

У всех персонажей "Зубренка-2010" свои характеристики, масса, скорость и т.д. И здесь случаются иногда очень интересные вещи. 

Волк (задания 8-го класса), массой 80 кг, бегает очень быстро - 10 м/с (№5), что близко к рекордным результатам. По плаванию (№6) от поставил нехилый мировой рекорд - 4,3 м/с (у людей чуть больше 2 м/с). Он может бросить мяч (№26) на высоту 40 м (выше 10-ти этажного дома). А если хорошо разобраться с задачей №25, то окажется, что Волк может по гладкому (!) льду разогнать санки с Зайцем (10 кг) до скорости 9,3 м/с! Неплохо.

Леопольд (задания 9-го класса), массой 6 кг, обладатель мирового рекорда по бегу (№5). Он развивает скорость 12 м/с (причем, вместе с колбасой). С такой скоростью 100 м он прибежит за 8,33 с! Поэтому не совсем ясно, зачем ему ездить на велосипеде со скоростью 10 м/с (несколько задач) и участвовать в гонках по вертикали на мотоцикле (№16), где его скорость меньше, чем без мотоцикла и составляет 11 м/с.

Не подвел и Незнайка (10 класс). Мальчуган массой 10 кг может поднять груз весом 600 Н, соответствующей массе в 60 кг (№13). В 6 раз больше собственного веса! Да и мяч бросает он неплохо - на высоту 20 м (№6), что выше 5-ти этажного дома. Вот тебе и коротышка из сказочной страны!

"Зубренок-2009", 22 января

Ниже приведены задания, решение которых вызвало проблемы, и я попробую привести свои рассуждения.

7 кл. №5. Измерением называют нахождение значения физической величины опытным путем посредством…
А) технических средств. Г) Вычисления по формуле.

Ниже приведено значение «Измерение» из БЭС.
Измерение, совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (напр., измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непосредственно измеряемыми величинами.
Наличие в вопросе слова «опытным» предполагает ответ А). 

7 кл. №7. В одной из газет в июле 2008 года можно было прочесть: «...для заражения вирусами гепатита В и С достаточно всего 1 микрона инфицированной крови или плазмы. ... Эти вирусы живучи: при температуре 60 градусов не погибают до получаса, а иногда в толще капли крови или другой биологической жидкости выживают и в автоклавах, где погибает все живое». Какую физическую ошибку допустил журналист?
A) Ошибки нет.
Б) В автоклавах не все живое погибает, например, выживают указанные вирусы гепатита.
B) Не указана температурная шкала, по которой определена температура.
Г) Количество жидкости измеряют в единицах объема или массы, а не в единицах длины. 
Д) Ошибок две; они указаны в пп. В) и Г).

Сразу же бросается в глаза единица измерения, которую журналист применил для нахождения объема. Не указал журналист и температурную шкалу, по которой определена температура. Но на территории нашей республики принято использовать шкалу Цельсия. Считать ли это за ошибку? Кстати, если в автоклавах погибает все живое, почему не погибли вирусы? Вирусы живые или нет? Я ведь не биолог, я физик. 

7 кл. №8, 9 кл. №11, 11 кл. №28. Для того чтобы быстро определить длину тонкой однородной, в форме длинного цилиндра медной проволоки в мотке, не разматывая его, достаточно иметь:
A) весы с разновесом и штангенциркуль. 
Б) линейку и таблицу плотностей веществ.
B) весы с разновесом, штангенциркуль, таблицу плотностей твердых веществ. 
Г) рулетку, таблицу плотностей веществ, мензурку с водой.
Д) мензурку с водой и штангенциркуль.

Весы позволят определить массу проволоки, штангенциркуль, линейка и рулетка – линейные размеры мотка и диаметр проволоки (с разной точностью), таблица плотностей – плотность меди, мензурка – объем проволоки. Чтобы найти длину проволоки необходимо ее объем поделить на площадь поперечного сечения, которую можно найти по формуле площади круга через радиус или диаметр (хотя объем цилиндра в 7-ом классе не проходили, да и в 9-ом тоже). Объем можно найти с помощью мензурки. Можно также взвесить проволоку и полученную массу разделить на плотность меди. Учитывая слово «достаточно», лучший ответ Д). Но и ответ В) тоже подходит, так как результат измерений в этом случае будет точнее (жаль тема «Плотность» изучается как раз в конце января и ученики 7 класса не успели ее пройти). 

7 кл. №9. Наблюдая за суточным движением Солнца, сидящий спиной к полюсу путешественник
заметил, что оно движется справа налево. В каких частях света он мог это наблюдать?
А) В Европе и Северной Америке.
Б) В Евразии.
В) В Северном полушарии.
Г) В Южном полушарии.
Д) На полюсах Земли.

Мне казалось, что конкурс «Зубренок» по физике. Для вопросов по географии есть другие конкурсы.

7 кл. №24. Гидростатическое давление на внутренние стенки человеческого глаза составляет 25 мм рт. ст. Выразите эту величину в паскалях.
А) 0,8. Б) 19. В) 30. Г) 3330. Д) 30795.

Тема «Давление» изучается в конце учебного года, поэтому ответить на этот вопрос смогут только те учащиеся, которые самостоятельно изучили данную тему. На следующий год в 7 классе можно попробовать включить задание по специальной теории относительности или квантовой физики.

7 кл. №25. Задание также касается темы «Давление».

7 кл. №28, 9 кл. №4, 11 кл. №26. Какое радиоактивное вещество попадает в организм человека при курении?
А) Полоний.
Б) Висмут.
В) Цезий.
Г) Свинец.
Д) Все перечисленные в пп. А)-Г).

Действительно, в 7 классе, а тем более в старших классах, многие ученики уже начинают покуривать. Я на своих уроках стараюсь всеми возможными способами вести борьбу с этой пагубной привычкой. Но, положа руку на сердце, скажу, что на конкурсе по физике, на мой взгляд, такие задания неуместны (учитывая при этом тот факт, что учащиеся в 7 классе еще не знают, какие из данных веществ радиоактивны).

7 кл. №29. Объем прямоугольного параллелепипеда с размерами 4×5×6 численно больше площади его самой малой грани в ... раз(а).
А) 2.  Б) 3.  В) 4.  Г) 5.  Д) 6.

Данная тема изучается по математике в 5 классе. Физическая составляющая в данном задании (измерение объемов и площадей), на мой взгляд, присутствует недостаточно. Проверять знание по математике в конкурсе по физике, наверное, не стоит. 
Последнее хочу утвердить еще одним аргументом – конкурс платный. Дети, сдавая деньги на конкурс по физике (а стоимость его увеличивается с каждым годом), ждут заданий по соответствующему предмету.

8 кл. №4. Может ли замерзнуть кипящая вода?
A) Не может, так как к ней подводится тепло от источника.
Б) Может, если образующиеся пары удалять из сосуда посредством воздушного насоса.
B) Может, если в нее опустить кусок холодного льда.
Г) Может, если опустить в нее кусок холодного металла
Д) Может в условиях, указанных в пп. Б) - Г), если удалить источник тепла.

К своему стыду признаюсь, что не знаю ответа на этот вопрос. Наверно, может, так как иначе не имело смысла его задавать. Но, ни один из остальных ответов мне не показался убедительным. Если исходить из логических соображений, ответы В) и Г) идентичны и, следовательно, неверны. Маловероятен и ответ Б). Но и оставшийся вариант Д) я не могу принять. Ведь если удалить источник тепла, удалять пары и (или?) опустить в воду кусок холодного (скорее очень холодного!) металла и (или?) льда, нужно учитывать, что теплоемкость воды в несколько раз больше, чем у любого металла и в два раза выше, чем у льда. Получится ли ее заморозить сразу, пока она кипит или вода успеет немного остыть. В последнем случае не будет учитываться требование задачи, ведь вода уже не будет кипящей. Поэтому поставим на ответ А).

8 кл. №16. Если через ледяной стержень, положенный концами на два деревянных бруска перекинуть тонкую проволоку, к концам которой повешен груз массой 5 - 10 кг, то ...
A) проволока перережет кусок льда и его половинки упадут на стол;
Б) проволока пройдет сквозь лед и упадет на стол вместе с грузом, а кусок льда останется целым;
B) лед с течением времени растает, и груз упадет;
Г) когда лед подтает и ледяной стержень станет тонким, он не выдержит нагрузки и сломается; 
Д) вследствие теплопроводности металла лед растает вблизи проволоки, и кусок льда будет разделен надвое.

Здесь не уточнены условия задачи. Важную роль играет температура воздуха, расстояние между брусками и толщина ледяного стержня. 10 кг груз немалый и не каждая «сосулька» его выдержит. Мы делали подобный опыт. Проволка чуть-чуть вошла в лед и все. Дальше можно ждать, пока лед растает.

8 кл. №22. Шкала самодельного динамометра изготовлена из миллиметровки. Результаты измерений, полученные при взвешивании грузов разной массы, приведены в таблице. Каким будет показание шкалы этого динамометра при взвешивании груза массой 4,5 m0?

Масса грузов
m0
2m0
3m0
4m0
5m0
Отсчет по шкале динамометра, см
1
2
3,2
5
7
А) 4,5 см. Б) 5,1 см. В) 5,8 см. Г) 6,2 см. Д) 6,5 см.

По данным таблицы построим график зависимости растяжения пружины от массы грузов:

Из данного графика трудно определить нужный ответ, так как график не имеет очевидной закономерности. Поэтому можно предположить, что правильный ответ – 6 см. Но такого ответа нет !? Более того, ближайшие значения имеют одинаковое расхождение с предполагаемым ответом и оба не вписываются в полученный график. Какой ответ выбрать В) или Г)?

8 кл. №24. На рисунке изображен график изменения температуры воды с течением времени. Какой участок соответствует остыванию воды?
А)1. Б) 2. В)3. Г) 4. Д)5. 

На представленном графике четко видны два участка, на которых вода должна остывать: 1 (от 100°С до ≈83°С) и 3 (от ≈83°С до 0°С). Но два ответа в вариантах не предусмотрено. Смею предположить, что лаборатория находится высоко в горах. Температура кипения там ниже и тогда правильный ответ В). Но такой факт не указан в условии.

9 кл. №10. Если бытовой вантуз (резиновую воронку, в отвод которой плотно вставлена деревянная ручка) прижать к классной доске и подвесить к нему груз, то ...
А) грохот падающего груза привлечет в класс директора школы; 
Б) вантуз будет медленно сползать по доске вместе с грузом;
В) груз будет колебаться на ручке вантуза;
Г) вантуз вместе с грузом будет удерживаться у доски вследствие того, что давление воздуха под вантузом меньше атмосферного; 
Д) в вантуз, как в пылесос, будут собраны с доски остатки мела.

В зависимости от массы груза возможны различные варианты. Если груз относительно небольшой массы, то возможны ответы В) или Г). Если же груз большой массы, то вариант А), несмотря на юмористический оттенок, наиболее очевиден. В реальной ситуации я поставил бы именно на него. А какой правильный ответ?

11 кл. №4. Потенциал ионизации атома гелия равен 21,5 В; атома азота - 14.4 В; атома ртути -10,4 В; атома водорода - 15,6 В; атома натрия - 5,1 В. Определите для этих атомов наибольшее отношение энергий связи валентного электрона.
А) 2,0. Б) 4.2. В) 3,1. Г) 2,9. Д)9,2.

11 и 11’ классы были объединены в одну группу и последние оказались в заранее проигрышном положении. Это касается не только приведенного выше задания, но и нескольких других. Такое же положение было и с классами 9 ’. Обидно, что авторы вопросов не учли этот факт.

11 кл. №10. Как снять нижнюю пробку с проволоки, не выливая воду из колбы?

А) Сильно встряхнуть колбу. 
Б) Раскачивать колбу, как маятник.
В) Поставить колбу на нагреватель. 
Г) Привести колбу с жидкостью во вращение, и пробка свалится с проволоки вниз. 
Д) Перевернуть колбу вверх дном.

Не совсем понял задание: непонятен рисунок. Хотелось бы посмотреть на решение.

Хочу отметить, что никаких претензий к авторам заданий у меня нет. Я думаю, что на все перечисленные выше вопросы есть убедительные ответы. А обсуждение решений заданий одного из самых массовых конкурсов по физике только усилит к нему интерес. Хотелось бы также узнать, кто автор(ы) заданий. Эти люди делают колоссальную работу по популяризации физики, прививают к ней интерес огромного количества детей.

Поиск

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031


Архив записей

Смиловичи

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz
Проверить сайт