1912 — Совершён первый
пассажирский перелёт через Ла-Манш (пассажиров было только двое).
1922 — Похороны изобретателя Александра Белла. В течение минуты 13 миллионов телефонов по всей
Северной Америке молчали.
1954 — Свой первый полёт совершает британский сверхзвуковой самолёт P-1.
В 1947 г. фирмой «Инглиш электрик» под руководством Ф.Пейджа
был разработан проект опытного сверхзвукового самолета для изучения
сверхзвуковых скоростей полета. На основании этих работ Ф. Пейдж выработал
оригинальную аэродинамическую компоновку самолета. 1 апреля 1950 МО Великобритании
заказывают у «Инглиш Электрик» два прототипа, которые получили внутрифирменное
обозначение P.1 (преследователь).
В 1954 году разработчики решил модифицировать перехватчик из
дневного в ночной всепогодный, который бы мог быть включен в единую систему
ПВО, включающую в свой состав радиолокационные установки и навигационный
средства, наземные средства ПВО и истребители-перехватчики. Формы будущего
самолета вырисовывались весьма оригинальными. Такой аэродинамической компоновки
не имел ни один из известных на то время самолетов (да и на данное время
также). В плане крыло имело вид треугольника с треугольным вырезом в середине
основания. Вследствие этого крыло становилось стреловидным, но по прямым нижним
краям, оставшимся от основания треугольника, можно было разместить элероны, а
вдоль внутренней стреловидности крыла установить закрылки. Стреловидность крыла
по передней кромке составляла 60 , а относительная толщина профиля не превышала
5%. Особый интерес представляют элероны, расположенные поперек концевых частей
крыла. Их расположение подобно расположению элеронов треугольного крыла. На
крыле отсутствовали предкрылки и аэродинамические перегородки (гребни). Подвод
воздуха к двигателям осуществляется через воздухозаборник типа Пито, выхлоп
производится через расположенные друг над другом хвостовые трубы. Такая схема
имеет очевидные преимущества в отношении экономии топлива при полете на
крейсерской скорости на одном работающем двигателе, без возникновения
каких-либо асимметричных сил. Горизонтальное оперение установлено внизу
хвостовой части фюзеляжа, ниже оси самолета и свободно от турбулентной спутной
струи от крыла. Несмотря на исключительно небольшую толщину, крыло позволяет
производить в него убирание основных стоек шасси. Система управления самолетом
– гидравлическая. Управление производится посредством необратимых
гидроусилителей. Компоновка самолета удовлетворяла и правилу площадей. Первые
два прототипа были обозначены P.1А и несли серийные номера WG760 и WG763. В
условиях секретности первый из них - WG760, транспортировался на аэродром в
Боскомбе в перевернутом положении, что по идее должно было скрыть формы
самолета.
Первый полет состоялся 4 августа 1954 г. под управлением
летчика-испытателя «Инглиш Электрик» Роланда Биамонта. В первом полете самолет
достиг высоты 4572 метра и скорости в 724 км/ч. Претензий у летчика к самолету
не было, и уже в третьем полете WG760 впервые превысил скорость звука без
включения форсажа, хотя стало это известно на следующий день после анализа
контрольно-измерительной аппаратуры. Оба прототипа оснастили парой двигателей
«Сапфир» производства Армстронг Сидделей AS-Sa-5 двигатели, номинальные тягой в
3674 кгс каждый, а после оборудования двигателей системой дожигания тягой 4536
кгс на форсаже. Поначалу форсажная камера работала не очень надежно, и довести
ее до ума удалось гораздо позднее.
Второй прототип WG763 взлетел первый раз 18 июля 1955 г. и
отличался от его предшественника наличием пары 30-мм пушек «Аден» в носовой
части, и позже, большим подфюзеляжным топливным баком объемом на 250 галлонов.
Также на этом самолете опробовали ракетные двигатели
«Скорпион» фирмы Непер, которые размещались внизу хвостовой части фюзеляжа. В
том же году самолет показали на авиасалоне в Фанброро. Сами ускорители не
прижились – двигатели самолета были достаточно мощными, а установка ускорителей
уменьшала запас топлива.
В конце своей летной карьеры оба самолета использовались для
обучения персонала ВВС на базе в
Хенлоу. Самолеты разместили на плацу и
на них будущие офицеры проходили наземный тренаж. Но Р.1A оставался все еще
только экспериментальным самолетом и поэтому следующий вариант самолета должен
уже был явиться прототипом сверхзвукового истребителя.
2007 — С космодрома Канаверал с помощью ракеты-носителя
Дельта 2 запущена американская АМС
Phoenix, предназначенная для исследования Марса.
Родился
1912 — Александр
Данилович Александров (ум. 1999), математик, физик, философ и альпинист.
Источники:
Советский
Энциклопедический Словарь, Военный Энциклопедический Словарь, Энциклопедия для
детей. Физика.
Использованы материалы сайтов:
"Один день истории на мультипортале "Кирилл и
Мефодий" (http://www.km.ru/oneday/), "ГАЗЕТА.RU",
"LENTA.RU", "VESTI.RU", "Википедия — свободная
энциклопедия", "Национальная служба новостей" и "Этот день
в истории" (http://www.citycat.ru/historycentre/).
|