Содержание Теория Учебник «Физика-11» 2004 год (В.В.Жилко и др.) Учебник «Физика-11» 2008 год (В.В.Жилко, Л.Г.Маркович) Учебник «Физика-11» 2009 год (В.В.Жилко, Л.Г.Маркович) В учебниках для 11-х классов много неточностей и опечаток. Теория В основном, эти неточности в задачах. Благо сборников задач достаточно и есть возможность выбора. Гораздо опаснее опечатки, пробравшиеся в теорию. Тема «Волновая оптика» не самая любимая у учеников. Причин здесь несколько. В 11 классах учащиеся определяются с выбором своего дальнейшего пути, и основное внимание уделяют тем предметам, по которым им предстоит сдавать тесты. А данная тема изобилует сложными тригонометрическими, да и другими формулами, рисунками и т.д., что не способствует пробуждению интереса. Много материала предназначено для изучения на повышенном уровне. Кроме того и времени для усвоения данной темы отводится не особенно много. Поэтому, к сожалению, данная тема часто изучается поверхностно.
Наверно именно этим фактом можно объяснить то, что уже несколько лет из одного издания в другое путешествует по учебникам опечатка в теме «Интерференция света». Впервые она появилась два с половиной года тому назад в пособии «Физика-11» для школ с 12-летним сроком обучения, 2007 год издания (авторы В.В.Жилко, Л.Г.Маркович). На стр.338 данного пособия описывается условие минимума интерференции волн:
«В случае, когда разность хода равна нечетному числу полуволн δ=(2m+1)λ/2 (условие минимума), m=0,±1,±2,…, волны приходят в точку Р в противофазе, разность фаз ∆φ=(2π+1)m .»
Последнее выражение неверно. Правильно: ∆φ=(2m+1)π, что мы и видим в ходе дальнейших объяснений (правда, со звездочкой – для изучения на повышенном уровне):
«В этом случае волны гасят друг друга и дают колебание с нулевой амплитудой: A02 = 2A2 (1+cos(π(2m+1)))=…»
Выражение под знаком косинуса и есть нужная разность фаз. То есть, очень дотошный ученик сможет разобраться, если захочет.
Учебник 2008 года повторяет вышеизложенное слово в слово в том же параграфе (70), к сожалению, вместе с опиской (стр.281). А дальше последовало возвращение к 11-летней школе, серия изменений в программах и, как следствие, издание новых учебников (на основе уже имеющихся).
Новый учебник «Физика-11» 2009 года тех же авторов. Уже 15-й параграф, но все та же досадная опечатка. Но следующее выражение, по которому можно было догадаться о правильном варианте формулы, исчезло. И теперь ученикам разобраться с данной темой стало сложнее.
Таким образом, опечатка успела побывать уже в трех изданиях, не считая белорусских. Наверно пора ей остановиться.
PS. Кстати, данная формула не применялась в более ранних изданиях.
Учебник «Физика-11» 2004 год (В.В.Жилко и др.)
Страница 196. В таблице "Давление и плотность насыщенного водяного пара при различных температурах" неправильно дана единица измерения плотности пара: кг/м3. Надо: г/м3.
Ошибки в задачах.
Упражнение 1 №4
| В конце задачи дается значение разности потенциала в электрон-вольтах. Описка - разность потенциала, как известно, измеряется в Вольтах.
| Упражнение 14 №4. Условие: |
Идеальный газ сжимается при постоянном давлении p
=
2 атм от V1
= 10 л до V2
=
2,0 л. Затем газу сообщается некоторое количество теплоты ΔQ1
таким образом, что объем газа не меняется, а его давление и температура
повышаются до тех пор, пока температура не становится равной первоначальной.
Вычислите: а) полную работу А, совершаемую
газом; б) полное количество теплоты ΔQ
, сообщенное газу. Cp = 25 Дж/кг, Cv = 17 Дж/кг.
|
Интересная задача, к сожалению, слегка подпорчена
тем, что в условии лишние данные: теплоемкости газа при изобарном и изохорном
процессах. Так как решение не очевидное, ученики пытаются найти ΔQ
именно через эти величины. В результате решение может затянуться на весь урок.
На самом деле это ловушка. Решение красивое и простое (в решении мы заменили обозначение,
предлагаемое в условии ΔQ1
на ΔQ2).
ΔQ = ΔQ1+ ΔQ2
ΔQ1 = A+ ΔU1
ΔQ2 = ΔU2;
так как Т1=Т3; ΔU1=
- ΔU2
ΔQ =
A+ ΔU1+
ΔU2 = A = pΔV
| Упражнение 16 №3. Условие: | Температура холодильника теплового двигателя t2=250°C. Чему должна быть равна температура нагревателя t1, если КПД цикла Карно должен быть 30%? Ответ: 747 К. | В задаче спрашивается не значение абсолютной температуры, а в ответе приведена именно она. Правильный ответ: 474°C. | Упражнение 20 №4. Условие: | Газ находится при температуре t=20°C. На сколько нужно повысить температуру t1 газа, чтобы среднеквадратичная скорость движения его молекул утроилась? Ответ: 2637 К. | Непонятно, что значит величина t1 в условии задачи. Она здесь явно случайно. Или не случайно? Судя по ответу, авторы задачи хотели найти именно конечную температуру, а не ее изменение. Но тогда, ответ должен быть в градусах Цельсия, а не в Кельвинах. Чтобы еще больше не запутаться приведем правильный ответ: 2344 К или 2344 °C. | Упражнение 20 №5. Условие: | Два одинаковых сосуда, содержащих одинаковое число молекул, соединены краном. В первом сосуде <vкв>1=500 м/с, во втором - <vкв>2=600 м/с. Кран открывают. Чему будет равна среднеквадратичная скорость <vкв> движения молекул после того, как установится равновесие? Ответ: 778 м/с. | Интересная ситуация. Если ответ справедлив, то открыт новый способ отопления. Открывайте, товарищи, двери и окна! Оказывается, когда газы смешиваются, они нагреваются. Ответ, конечно, неправильный. Правильный ответ: 552 м/с. | Упражнение 23 №3. Условие: | В комнате размером 3,0х5,0х4,0 м относительная влажность
воздуха φ = 70%. Какое количество
воды ∆m может
испариться еще в этой комнате из открытого бака, если температура t = 20 °С? | Ответ: ≈ 310 кг. | Ошибка в единице измерения. К тому же не совсем понятен знак "≈".
Правильный ответ: 310 г | 4. Влажность воздуха в комнате объемом V = 48 м3
при температуре t = 20 °С
равна φ = 80%. Какое количество воды ∆m необходимо
сконденсировать из воздуха комнаты, чтобы уменьшить его влажность до φ1 = 60%? | Ответ: ≈ 170 кг. | Аналогично задаче №3.
Правильный ответ: 170 г |
|