С 4 по 10 июля 2010 года в наукограде Дубна (Россия) работала научная школа для учителей физики из стран-участниц Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ). Дубна – один из мировых центров исследований в области ядерной физики и элементарных частиц. В честь города назван 105-й элемент таблицы Менделеева, впервые полученный (как и многие другие) в ОИЯИ. Организаторы школы – Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), Европейская организация ядерных исследований (CERN) и Международный университет «Дубна». Руководил работой школы директор учебного научного центра ОИЯИ Пакуляк С.З. Объединенный институт ядерных исследований, созданный в 1956 году, является уникальной международной межправительственной организацией, в стенах которой развивается не только фундаментальная наука, но и ведется большое количество прикладных исследований. Большое значение в ОИЯИ уделяют образовательной программе, основная цель которой – создание и должное функционирование системы подготовки молодых специалистов стран-участниц ОИЯИ. В рамках данной программы и была организована школа для учителей физики. Для участия были приглашены 43 педагога из школ России, Беларуси, Болгарии, Украины и Чехии. Белорусскую делегацию представляли 9 педагогов из Брестской, Гродненской, Минской и Могилевской областей, а также г.Минска. Основная цель научной школы для учителей физики – привлечение школьников в сферу фундаментальной и прикладной науки, посредством знакомства учителей физики школ с современным состоянием фундаментальных и прикладных научных исследований в области ядерной физики и физики высоких энергий. Программа научной школы включала в себя научно-популярные лекции ведущих специалистов ОИЯИ и CERN. Современные представления о микромире; физика нейтронов; радиоаналитические исследования в экологии, медицине, нанотехнологиях; современная физика высоких энергий; космические лучи; теория элементарных частиц – далеко не полный перечень вопросов, которым были посвящены занятия в школе. Кроме того, были организованы экскурсии в лаборатории ОИЯИ для ознакомления учителей с уровнем и спектром научных исследований Института, с задачами, которые решает современная физика. В лаборатории ядерных реакций учителя познакомились с устройством циклотрона, где происходит синтез сверхтяжелых элементов, изучение структуры легких ядер, резонансной структуры ядерных систем, механизмы слияния и деления ядер. В старейшей лаборатории института – лаборатории ядерных проблем участники школы посетили фазотрон – циклический ускоритель тяжелых заряженных частиц (протонов, ионов). С работой нуклотрона, относительно новым ускорителем, можно было познакомиться в лаборатории физики высоких энергий. Лаборатория высоких энергий. Нуклотрон. Сверху инжекторный канал, из которого в нуклотрон попадают ускоренные частицы (фото Федоренко А.В.) Нанотехнологии изучались в лаборатории нейтронной физики, где работают быстрый импульсный реактор и источник резонансных нейтронов. Большой интерес вызвало посещение лаборатории радиационной биологии, где ускорители применяются в современной медицине, в частности в лечении раковых заболеваний. Для знакомства с новейшими достижениями физики элементарных частиц и исследованиями, которые ведутся в экспериментах на Большом адронном коллайдере, было проведено два видео-моста с Европейской организацией ядерных исследований (CERN). Ведущие специалисты CERN из Великобритании и России рассказали о работе Большого адронного коллайдера (LHC), об экспериментах ATLAS и CMS, после чего ответили на вопросы участников школы. Видеомост Дубна- CERN. На вопросы учителей физики о работе Большого адронного коллайдера отвечают специалисты CERN – О.Л.Федин (Россия), М.Сторр (Великобритания), И.П.Лохтин (Россия) В Международном университете природы, общества и человека «Дубна» учителям был представлен проект «Сферы» для российских школ созданный в университете с помощью учителей г.Дубна. Проект «Сферы» - это многоцелевой, межпредметный проект по созданию единой системы современных предметных информационно-образовательных сред для общеобразовательной школы. Основа проекта – учебно-методический комплекс (УМК), в который входят учебник с электронным приложением, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, задачник, аудиокурс, методические рекомендации, навигатор и Интернет-поддержка. Кроме того в проект входят вспомогательные и дополнительные информационные ресурсы. Участники научной школы учителей физики Дубна-2010. Итоги работы научной школы для учителей физики подвели в Доме международных совещаний г.Дубна. Были внесены замечания и предложения по дальнейшей работе школы. Возможность посещения этой международной лаборатории учителями физики, трудно переоценить. Учащиеся школ, чьи учителя получили возможность посетить ОИЯИ, познакомятся с работой современных естествоиспытателей, работающих на современных физических установках и создающих новые приборы для исследования микромира. Для некоторой части школьников такое знакомство может стать стартовой точкой для выбора жизненной траектории в сфере фундаментальной науки и естествознания.
|