Четверг, 18.04.2024, 20:07

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа

Основное меню

Категории раздела
Школьные учебники [17]
Астрономия [17]
Тестирование [6]
Современная физика [6]
Лабораторные работы [3]
Документы [3]
Наши опросы [2]
Олимпиада [2]
Исследовательская работа [1]

Наш опрос
Как часто старшеклассники пользуются услугами репетитора?
Всего ответов: 415

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Астрономия

Проект «Вега»
Часть первая. Путешествие к Венере

15 декабря 1984 года с космодрома Байконур стартовала четырехступенчатая ракета-носитель "Протон-К", которая вывела на траекторию полета к Венере автоматическую станцию "Вега-1". Впервые запуск советской межпланетной станции был показан по телевидению, и впервые о нем было известно заранее. Станция "Вега-2" была запущена 21 декабря 1984 года. 

  Дорога к Венере была уже хорошо освоена многими советскими межпланетными станциями, начиная с "Венеры-2" и кончая "Венерой-16". Поэтому и полет обеих станций "Вега" проходил практически без осложнений. На трассе перелета проводились научные исследования, включающие в себя изучение межпланетных магнитных полей, солнечных и космических лучей, рентгеновского излучения в космосе, распределение компонент нейтрального газа, а также регистрацию пылевых частиц. Продолжительность перелета от Земли к Венере составила для станции "Вега-1" 178 суток, а для "Веги-2" - 176 суток. 

  За двое суток до подлета от автоматической станции "Вега-1" был отделен спускаемый аппарат, при этом сам космический аппарат ушел на пролетную траекторию. В отличие от аналогичных маневров, проведенных на станциях "Венера-11" - "Венера-14", эта коррекция являлась неотъемлемой частью гравитационного маневра, необходимого для последующего полета к комете Галлея. 

11 июня 1985 года спускаемый аппарат станции "Вега-1" вошел в атмосферу Венеры на ночной стороне. После отделения от него верхней полусферы, в которой в сложенном состоянии находился аэростатный зонд, каждая часть совершала автономный спуск. Через несколько минут началось наполнение аэростата гелием. По мере прогрева гелия зонд всплыл на расчетную высоту (53-55 км). 
  В это же время посадочный аппарат также совершал спуск на парашюте и одновременно передавал научную информацию на космический аппарат "Вега-1" с последующей ретрансляцией информации на Землю. Через 10 минут после входа в атмосферу на высоте 46 км произошел сброс тормозного парашюта, после чего спуск проходил уже на аэродинамическом тормозном щитке. А на высоте 17 км атмосфера Венеры преподнесла сюрприз: сработал сигнализатор посадки. Возможно, виной всему стала сильная турбулентность атмосферы на высотах 10-20 км. Последующие расчеты показали, что причиной преждевременного срабатывания сигнализатора посадки мог послужить внезапный вихревой поток скоростью более 30 м/с. Но главное, что по этому сигнализатору запустилась циклограмма работы приборов на поверхности планеты, в том числе грунтозаборного устройства (ГЗУ). Получилось, что бур сверлил воздух, а вовсе не грунт Венеры. 
  После 63 минут спуска посадочный аппарат опустился на поверхность планеты в низменную часть равнины Русалки северного полушария. Хотя от ГЗУ пользы уже не было никакой, зато другие научные приборы все-таки передали ценную информацию. Продолжительность приема информации со спускаемого аппарата после посадки составила 20 минут. 
  Аэростатный зонд под действием ветра преодолел вдоль экватора расстояние 11500 км со средней скоростью 69 м/с, измеряя вдоль трассы полета температуру, давление, вертикальные порывы ветра и среднюю освещенность. Полет зонда начался из района середины ночи, а закончил он свою работу на дневной стороне. Для определения координат и скорости АЗ (методом дифференциальной интерферометрии с большой базой) на пролетном аппарате все это время работал передатчик, работающий в том же диапазоне (18 см), что и передатчик аэростатного зонда. Только завершилась работа с первым аэростатным зондом, а к Венере уже подлетала следующая межпланетная станция - "Вега-2". 13 июня 1985 года произошло разделение её спускаемого и пролетного аппаратов, с уводом последнего с помощью собственной двигательной установки на пролетную траекторию. 

15 июня 1985 года, как под копирку, прошли операции по входу спускаемого аппарата в атмосферу Венеры и приему информации с него, вплоть до посадки, отделения аэростатного зонда и выхода его на высоту дрейфа. Единственным отличием стало своевременное срабатывание сигнализатора посадки в момент касания поверхности. В результате, грунтозаборное устройство отработало штатно, что позволило провести анализ грунта в месте посадки, расположенном в предгорьях земли Афродиты (южное полушарие) в 1600 км от места посадки СА "Вега-1". 
  Второй аэростатный зонд также дрейфовал на высоте 54 км и за 46 часов преодолел путь в 11 тыс. км. Подводя промежуточный итог результатам полета советских межпланетных станций "Вега-1" и "Вега-2", можно сказать, что удалось сделать качественно новый шаг в освоении Венеры. С помощью малых аэростатных зондов, разработанных и изготовленных в НПО имени С.А. Лавочкина, была изучена циркуляция атмосферы планеты на высоте 54-55 км, где давление составляет 0,5 атмосферы, а температура 40°С. Эта высота соответствует наиболее плотной части облачного слоя Венеры, в которой, как предполагалось, более отчетливо должно проявиться действие механизмов, поддерживающих быстрое вращение атмосферы с востока на запад вокруг планеты - так называемую суперротацию атмосферы. 


Часть вторая. Свидание с кометой Галлея

  Вскоре после пролета Венеры автоматическими станциями "Вега-1" и "Вега-2" и окончания работы с аэростатным зондом были проведены коррекции траектории (25 и 29 июня 1985 года соответственно), с помощью которых аппараты были направлены к комете Галлея. 
Целая флотилия из межпланетных станций созданных в различных странах мира устремилась на встречу космической страннице. Это американский аппарат «АЙС». Он долгое время исследовал межпланетное пространство, а затем, после изменения научной задачи, в сентябре 1985 года стал первым аппаратом, прошедшим сквозь хвост другой, более слабой кометы Джакобини-Циннера. Сразу две маленькие станции «Суисей» и «Сакигаке» для исследования кометы «Галлея» подготовили японские исследователи. Как и «АЙС» они не были оснащены фотокамерами. Но пожалуй, одним из наиболее интересных проектов стал европейский космический зонд «Джотто».


Он получил своё имя в честь знаменитого итальянского живописца времён Возрождения Джотто ди Бондоне, который на одной из своих фресок написанной для Капеллы Скровеньи в Падуе и названной «Поклонение волхвов», запечатлел комету Галлея как Вифлиемскую звезду.
Именно аппарату «Джотто» предстояло подойти к ядру кометы на наименьшее расстояние. Но помочь ему это сделать, навести на расчётную траекторию, должны были станции «Вега». Передача параметров кометы европейским специалистам для точного наведения «Джотто» получило название проект «Лоцман».
Вот как происходила историческая встреча с кометой. Сначала 6 марта возле ядра космической гостьи промчалась «Вега-1». В момент максимального сближения их разделяли всего 8879 км. От соударения с частицами кометной пыли даже временно была нарушена ориентация станции в пространстве. Но она с честью выдержала испытание. Через двое суток, 8 марта на куда более далёком расстоянии 151000 км пролетел «Суисей». На следующий день, 9 марта на рандеву с ядром кометы вышла «Вега-2». Она пронеслась в 8045 км и хотя потребовалось задействовать резервную систему управления, выполнила великолепную съемку таинственной кометы. 11 марта в почти 7 миллионах км от кометы прошёл «Сакигаке». И, наконец, 14 марта произошло самое интересное. Получив данные с «Вег» для коррекции своей траектории, «Джотто» выполнил пролёт ядра на рекордном расстоянии в 596 км! Завершил кометную эпопею американский «АЙС», прошедший 25 марта в 32 миллионах км кометы.

 
Возвращаясь к миссии «Джотто», заметим, что с её помощью и при участии данных советских учёных удалось получить самые подробные снимки кометного ядра на тот момент. Пролёт, как и у советских станций, оказался драматичным. В аппарат угодила довольно крупная, массой около 1 г, частица. Это привело к временной потере ориентации и связи с Землёй. Но благодаря противопылевому экрану «Джотто» всё же удалось выполнить съёмку. Вот это историческое фото. Ядро кометы Галлея оказалось вытянутой формы, с размерами 14 км в длину и 7 км в поперечнике. Видны извергающиеся из него струи газа и пыли.


Хотя с пролетом кометы Галлея программа полета автоматических станций "Вега-1" и "Вега-2" была завершена, они продолжили полет по гелиоцентрической орбите, попутно исследуя метеорные потоки комет Дейнинг-Фудзикава, Бисла, Бланпейна и все той же кометы Галлея. Последний сеанс связи со станцией "Вега-1" был проведен 30 января 1987 года. В нем было зафиксировано полное израсходование азота в газобаллонах. Станция "Вега-2" продержалась несколько дольше. Последний сеанс, в котором на борт проходили команды, был проведен 24 марта 1987 года. Автоматические станции "Вега", вписавшие блестящую страницу в историю освоения космоса, стали последними советскими межпланетными аппаратами, созданными на базе станций "Марс-71". 

Категория: Астрономия | Добавил: anat (07.05.2010)
Просмотров: 3703 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Смиловичи

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz