Пятница, 26.04.2024, 23:20

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа

Основное меню

Категории раздела
Школьные учебники [17]
Астрономия [17]
Тестирование [6]
Современная физика [6]
Лабораторные работы [3]
Документы [3]
Наши опросы [2]
Олимпиада [2]
Исследовательская работа [1]

Наш опрос
Как часто старшеклассники пользуются услугами репетитора?
Всего ответов: 415

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Астрономия

Тайны жизни и смерти Джордано Бруно
Из учебника астрономии 11 класса белорусских школ пропал интересный, исторический персонаж – Джордано Бруно. В последнее время появилось много материала об этом итальянском философе. Попробуем понять, почему же он исчез из современного учебника.

Изучая материал по теме, я обнаружил расхождение во мнениях по следующим вопросам:

1. Кто есть Джордано Бруно – ученый, астроном, поэт, философ?

2. Насколько рьяно католическая церковь преследовала и пытала Бруно?

3. Почему его казнили?

4. Извинилась ли католическая церковь за казнь Бруно?

 Итак, начнем по порядку, а потом сделаем выводы из вышесказанного.

Кто есть Джордано Бруно – ученый, астроном, поэт, философ?

 Самый легкий на первый взгляд вопрос, однако, не так прост, как кажется. Обратимся к БЭС: «БРУНО (Bruno) Джордано (1548-1600) , итальянский  философ-пантеист и поэт. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме… Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров». 
 Все ясно – Бруно, или как он себя называл – Ноланец (по месту рождения), философ и поэт. 

Но приведем несколько отрывков из статей, которые можно легко найти в Интернете (http://shkolazhizni.ru/).

Валерий Яковлев «За что был сожжён Джордано Бруно?».

«…Познакомившись с трудами Коперника о гелиоцентрической системе мира, он (Бруно) пошёл гораздо дальше, расширил учение Коперника. Бруно  утверждал, что не только Земля, но и Солнце вертится вокруг своей оси…. Он во многом предугадал будущие научные открытия».

Екатерина Новосад  «За что Джордано Бруно сгорел в костре инквизиции?»

«…Сожжение живьем – вот наказание за утверждение астролога о том, что во вселенной есть много звезд, похожих на Солнце. Но в огне сгорело лишь тело талантливого астронома, а его идея продолжала жить…».

Валентина Пономарева «Рукописи не горят... А гении? Джордано Бруно»

«…Но имя Джордано Бруно и сегодня вызывает полемику в некоторых кругах: считать ли его ученым? Те, кто возражает против этого, 
 заявляют, что в своих взглядах, основанных на богатом воображении, он был чрезвычайно смел, но не заботился о точности и осторожности, обеспечивающих доказательность выводов в науке. Тогда как же объяснить совпадение идей Д.Бруно с позднейшими научными и философскими теориями?»

 Итак, Бруно расширил учение Коперника, т.е. как ученый, он круче. Он астролог и астроном. Его идеи совпали с позднейшими научными теориями. 

Подробности к сожалению не приводятся. Но что же отличает ученого от остальных людей? А вот что. Если мы претендуем на звание ученого, то для этого надо заниматься, как минимум, исследованиями и наблюдениями. В доказательство своих взглядов не мешает и пару работ предоставить, с расчетами и т.д. У Джордано Бруно довольно много работ, но вот никаких исследований, экспериментов или расчетов в них не приводится. В этих работах изложены философские взгляды Бруно с учетом новейших достижений средневековья.

Приведем небольшой отрывок из самой известной книги «О причине, начале и едином», написанной в форме диалогов: «…Поэтому, размышляя серьезно вместе с натурфилософами и оставляя в стороне логиков с их фантазиями, мы находим, что все то, что имеет различие и число, есть чистая акциденция (философский термин, означающий случайное, преходящее, несущественное свойство), чистая фигура, чистое восполнение. Всякое произведение, каково бы оно ни было, есть изменение, поскольку субстанция всегда остается одной и той же, потому что существует только одна субстанция, одно божественное и бессмертное существо. К сущему относится изречение Пифагора, что он не боится смерти, но ожидает изменения. Это удалось понять всем философам, вульгарно называемым физиками, которые утверждают, что ничто не порождается в отношении субстанции и не уничтожается, если не подразумевать под этим изменения...». И все «научные» работы Бруно написаны в том же стиле.

Это явно не язык ученого естествоиспытателя, а философские размышления чистой воды. Кроме того, из приведенного отрывка видно, что Бруно не отвергает Бога. Наоборот, он целиком за его всемогущество и вездесущность. В мире, по мнению Бруно, «только одна субстанция, только одно божественное и бессмертное существо». Поэтому с точки зрения коммунистического воспитания, даже  атеистом Ноланца назвать нельзя.

Отметим также два слова, упоминаемых в отрывке: натурфилософы и Пифагор. Из отрывка можно сделать вывод, что Бруно с ними во многом согласен. Приведем выдержки из БЭС:

НАТУРФИЛОСОФИЯ, философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще.

ПИФАГОРЕИЗМ, религиозно-философское учение в Др. Греции 6-4 вв. до н. э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса, структура которого мыслилась в пифагореизме как физико-геометрическо-акустическое единство…  Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселении душ и разработали сложную систему культовых запретов.

 То есть, речь идет не о науке, а о религиозно-философских взглядах. Поэтому можно предположить, что учение Коперника было поддержано Ноланцем только потому, что по мнению Коперника, орбиты планет есть окружности – идеальные фигуры. Но многие ученые того времени с этим не соглашались, так как наблюдения не подтверждали данный вывод. Современник Бруно, Тихо Браге (оба родились и умерли практически в одно время), например, предложил свою систему движения планет. А вскоре после смерти Бруно, Иоганн Кеплер сформулировал законы, в которых указывалось, что орбиты планет – эллипсы. Эти законы в ближайшее время были  приняты практически всеми учеными. Но согласился ли бы с ними Ноланец, если они не вписывались в его идеальный мир?

Я согласен с теми авторами, которые считают, что Джордано Бруно попросту дискредитировал идеи Коперника, сделав их инструментом своих философских изысканий.

 Еще одна интересная цитата с этого же сайта.

Нина Клычникова: «…Кроме того, во времена Бруно под наукой понимали не совсем, мягко говоря то, что понимают сейчас. В частности, физика и философия переплетались так тесно, что считались одной наукой. Яркий пример такого физика-философа - Исаак Ньютон, вклад которого в науку бесспорен, и который, тем не менее Бога не отрицал ни в коей мере».

 Позволю, не согласится с данным высказыванием. То, что я коллекционирую марки и занимаюсь физикой, не означает, что все собиратели марок – физики. То, что физик Ньютон был философом, не означает, что все философы – физики и, в частности, что физиком был и Джордано Бруно.

 На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что к естественной науке философ, мыслитель и поэт Джордано Бруно отношения не имел.

 Насколько рьяно католическая церковь преследовала и пытала Бруно?

 О гонениях на Бруно написано много. Бедного ученого преследовали, но до последнего времени он был не уловим. И только предательство помогла злобным доминиканцам с ним расправиться. Действительно, путешествие Джордано Бруно по Европе продолжались не одно десятилетие. Вот краткая хронология событий (http://bruno.ucoz.ru/).

 1565, 15 июня — вступление в послушники монастыря Сан Доминико Маджори в Неаполе.

1566, 16 июня — был пострижен в монахи под именем Джордано.

В том же году был привлечен к суду монастыря по обвинениям в неуважении к образам святых и в кощунстве над богоматерью. По молодости лет прощен до заключительного обвинения.

1571, октябрь — был приглашен папой Пием V в Рим для демонстрации возможностей памяти.

1572 — рукоположен в сан священника, назначен в приходскую церковь монастыря Сан Бартоломе в Кампанье.

1576, начало — получил степень «публичного» доктора — высшую степень, утвержденную для школ доминиканского ордена.

1576, март — вызван в Рим инквизицией ордена доминиканцев по обвинению в еретических мнениях.

1576, 15 апреля — после бегства из Рима Джордано прибыл в Геную.

1576 — 1579 — скитания Дж. Бруно по Италии.

1579, июль—август — заключение в женевской тюрьме по обвинению в «мятеже против бога и святой реформации».

1579, 13-27 августа — суд над Джордано Бруно в женевской консистории — органе кальвинистской инквизиции, отлучение от  церкви.

1579, 27 августа — снятие отлучения и освобождение из-под стражи. Отъезд из Женевы.

1579, октябрь — приезд Джордано Бруно в Тулузу, где он занял должность ординарного профессора философии в Тулузском университете.

1581-начало 1583 — назначен экстраординарным профессором в Сорбонну, где прочел курс из 30 лекций. Работает над «Печатью печатей».

1583 – 1592 – скитания Дж. Бруно по Европе.

1592, январь — переезд по приглашению Джованни Мочениго в Венецию.

1592, 23 мая — по доносу Мочениго заключен в тюрьму венецианской инквизиции.

1593, 27 февраля — заключен в тюрьму римской инквизиции.

1599, 21 декабря — постановлением конгрегации Джордано Бруно был передан в руки палачей  доминиканского ордена, «дабы он признал свои заблуждения, исправился и склонился к отречению».

1600, 20 января — был вынесен смертный приговор в постановлении конгрегации инквизиторов о передаче Джордано Бруно в руки светских властей.

1600, 25 января — инквизиция вынесла приговор об осуждении сочинений Джордано Бруно.

1600, 8 февраля — состоялся обряд отлучения от церкви и проклятия осужденных Джордано Бруно и Чинриано Кручиферо, переданных в руки светского правосудия.

1600, 17 февраля, утро — Джордано Бруно вместе с его книгами сожжен в Риме на Кампо ди Фьоре  (Площади Цветов).

 Прокомментируем выделенные даты. Уже в 18 лет наш герой был обвинен в неуважении к образам святых и в кощунстве над богоматерью. Страшное преступление для молодого монаха. Но по молодости его простили, чего не бывает.

В 28 лет в марте 1576 года Ноланец вызван в Рим инквизицией ордена доминиканцев по обвинению в еретических мнениях. И через месяц бежит. Или уезжает…

Через три года заключение в женевской тюрьме по обвинению в «мятеже против бога и святой реформации» (это, кстати, уже протестанты). Суд в женевской консистории, отлучение от церкви. 

И сразу же снятие отлучения и освобождение из-под стражи. Более чем странно… 

Дальше 16 лет скитаний по Европе и никакого преследования. И везде, где он начинает жить, он не задерживается. Или он уезжает сам, или его просят об этом.  И вот наш герой приезжает туда, где его должны немедленно арестовать, в Италию. Живет там несколько месяцев. И когда на него Мочениго пишет донос, то его не арестовывают! Следует еще донос, потом еще. И словно нехотя, Ноланца в конце концов берут под стражу. 

Такое впечатление, будто Джордано Бруно сам напрашивался на неприятности: оскорблял священнослужителей, религиозные  чувства верующих, их святыни. Его за это вначале корили, потом грозили, дальше пугали, но всегда прощали. А когда он уезжал, то просто забывали. И когда он вернулся в Италию, он был всем безразличен. Понадобилось несколько доносов с нешуточными обвинениями, чтобы его вновь арестовали. 

Поэтому утверждать, что церковь охотилась на Бруно и его преследовала, я бы не стал, несмотря на то, что на дворе стояло Средневековье.

 Утверждать, что во время ареста, т.е. в течение восьми лет Ноланца жестоко пытали, я бы тоже не торопился. Восемь лет под пытками не живут. Пытали на Руси во времена Ивана Грозного (и не только). И всегда палачи добивались своего. Пытали фашисты. 
 Пытали в застенках НКВД. И если люди не умирали, то сознавались в чем угодно. В нашем случае, обвинять средневековых палачей в непрофессионализме я не рискну. 
 Могу предположить, что не было причины, жестоко пытать Бруно. То, что ему было тяжело, я согласен. Но у него остались силы и через восемь лет с высоко поднятой головой выйти на плаху. 

 Почему казнили Джордано Бруно?

 Философ Бруно не был ученым. Его никто особо не преследовал.  За преступные действия по меркам средневековья, его лишь слегка журили (до поры до времени). Так за что же его казнили?

Существует множество версий. Приведем основные из них.

Джордано Бруно был казнен как последователь системы Коперника.

Это не так: система Коперника впала в немилость гораздо позже, в 1616 году, и как считают многие, во многом благодаря «стараниям» Бруно. Таким образом, вне зависимости от своего взгляда на учение Коперника, он никак не мог быть казнен за одно лишь то, что изучал и трактовал труды покойного к тому времени поляка. На суде над Бруно вопрос о гелиоцентризме вообще не стоял.

Еще одна теория: Джордано Бруно был казнен за скверный характер. Действительно, судя по всему, Бруно был честным и открытым человеком и не очень скрывал свои взгляды. Имея острый ум и замечательную память, он был выше любого инквизитора, если дело касалось дискуссии. И во время допросов, он просто издевался над священниками, как делал это заочно во время своих скитаний по Европе. Однако за плохой характер на костре не сжигают.

А вот версия о том, что Джордано Бруно казнили за развитие учения о бесконечности вселенной и миров выглядит вполне реально. Это уже новая религия. А ведь именно в это время идет борьба между двумя ветвями христианства: католической и протестантской. Еще сохранились в памяти европейцев воспоминания о Варфоломеевской ночи. И нового раскола никто не хотел – ни протестанты, ни 
 католики. Не случайно, в "Кратком изложении" материалы допросов Ноланца, касающиеся этой теории, были выделены особо, причем из этих материалов следует, что инквизиция отнеслась к этому
вопросу серьезно: не по одному разу опрашивала свидетелей, использовала сокамерников Бруно в качестве доносчиков, дотошно допрашивала самого Ноланца. А как он отвечал на вопросы, мы отмечали ранее.  

Весьма вероятно, что еще одним пунктом, определившим судьбу Ноланца, было его отношение к институту монашества. Из доноса, сочиненного Джованни Мочениго, следовало, что Ноланец "говорил... что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они – ослы". Или, как говорит Задорнов, бабки решают все…. Это серьезная версия, и если сложить все воедино, то получим картину с костром в центре.

 А что предъявлено Ноланцу официально? Вот выдержки из приговора.

 «Ты, брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни Бруно, из Нолы, возраста же твоего около 52 лет, уже восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявил: величайшее кощунство говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.

Эти положения были предъявлены тебе 18 января 1599 года в конгрегации прелатов, заседавшей в святой службе, и был предоставлен шестидневный срок для размышления, чтобы затем ты ответил, намерен ли отречься от этих положений, или нет. Затем, 25-го числа … ты ответил, что готов взять назад свои утверждения….

И немедленно же вслед за тем ты представил письменное заявление, обращенное к его святейшеству и к нам, которое, как ты говорил, содержит твои оправдания. И затем, 4 февраля 1599 года, было постановлено снова предъявить тебе указанные восемь положений. И действительно, они были предъявлены тебе 15-го числа того же месяца с тем, чтобы, если ты признаешь их  еретическими и пожелаешь отречься, тебя приняли в покаяние. …. Ты заявил, что признаешь эти восемь положений еретическими, готов проклясть их и отречься от них в том месте и в то время, когда будет угодно святой службе, и не только от этих положений, но сказал, что готов проявить всяческое послушание относительно других положений, предъявленных тебе раньше.

Но затем ты представил другое заявление…. Из него с совершенной очевидностью обнаруживается, что ты упорно держишься этих своих заблуждений.…

10 сентября 1599 года тебе был предоставлен сорокадневный срок для покаяния, после чего с тобою должны были поступить так, как приказывают и повелевают святые каноны.

Несмотря на это, ты упорно и нераскаянно держался своих заблуждений и ересей. …

Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брата Джордано Бруно, нераскаянным, упорным и непреклонным еретиком. …. И как такового мы тебя извергаем словесно из духовного сана и объявляем, чтобы ты и в действительности был, согласно нашему приказанию и повелению, лишен всякого великого и малого церковного сана, в каком бы не находился доныне, согласно  установлениям святых канонов. Ты должен быть отлучен, как мы тебя отлучаем от нашего церковного сонма и от нашей святой и непорочной церкви, милосердия которой ты оказался недостойным. Ты должен быть предан светскому суду, и посему мы тебя предаем суду монсиньора губернатора Рима, здесь присутствующего, дабы он тебя покарал подобающей казнью, причем усиленно молим, да будет ему угодно смягчить суровость законов, относящихся к казни над твоею личностью, и да будет она без опасности смерти и членовредительства.

Сверх того, осуждаем, порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания, как еретические и ошибочные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения. Повелеваем, чтобы отныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будущем попадут в ее руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади св. Петра перед ступенями, и как таковые были внесены в список запрещенных книг, и да будет так, как мы повелели….

Сие провозглашаем мы, кардиналы генеральные инквизиторы, поименованные ниже…». 

Жаль, что не указаны восемь положений, по которым судили Бруно. Но по тем предположениям, которые мы выдвинули, казнить в средневековье могли.

 

Извинилась ли католическая церковь за казнь Бруно?

 Есть два момента, которые и являются причиной данного вопроса. 

Первое, в 2000 году широко освещалось 400-летие сожжения Джордано Бруно. Тогда поступила информация о том, что Иоанн Павел II выразил глубокое сожаление по поводу бесчеловечной казни.

Второе – интервью академика В.И.Арнольда (декабрь 2000 года), в котором он рассказывает о беседе с Иоанном Павлом II. Цитата «…Я сказал, что Галилея они реабилитировали, и это я одобряю. Джордано Бруно сожгли, но до сих пор не реабилитировали…»

Однако на самом деле, одно не противоречит другому. Папа Иоанн Павел II действительно сожалеет по поводу жестокой смерти человека по имени Джордано Бруно. В тоже время, официально церковь не реабилитировала еретика Джордано Бруно. И в ближайшее время этого не сделает по той причине, что реабилитировать его, значит, согласится с ним. Но на это церковь не пойдет никогда. 

 

Выводы из вышесказанного

 Джордано Бруно (1548-1600) , итальянский философ-пантеист и поэт, личность эксцентричная и неординарная. Обладая живым и  быстрым умом, прекрасной памятью, он отличался бескомпромиссностью, граничащей с упрямством. Выдвигая свои гипотезы, он мало внимания обращал как на их доказательство, так и на факты. В тоже время он был прекрасным оратором и обладал даром убеждения. Даже собственную смерть он сделал аргументом в пользу своих гипотез, оставив тем самым яркий след в истории средневековой Европы.

В начало

Категория: Астрономия | Добавил: anat (07.05.2010)
Просмотров: 6174 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Смиловичи

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz