Иллюстрации в учебнике «Физика – 10» - Школьные учебники - Каталог статей - Школьная физика: баги
Суббота, 25.03.2017, 19:25

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа

Основное меню

Категории раздела
Школьные учебники [17]
Астрономия [17]
Тестирование [6]
Современная физика [6]
Лабораторные работы [3]
Документы [3]
Наши опросы [2]
Олимпиада [2]
Исследовательская работа [1]

Наш опрос
Как часто старшеклассники пользуются услугами репетитора?
Всего ответов: 393

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Школьные учебники

Иллюстрации в учебнике «Физика – 10»

Не торопитесь открывать учебник. Не меньше полезной и интересной информации можно почерпнуть глядя на обложку.

Яркий тому пример, обложка учебника "Физика-10" 2007 г.

Уже с первого взгляда на это фото возникает чувство, что здесь что-то не так. 

Хорошо заметно, как свет отражается от лобового стекла. Значит источник света (Солнце) находится справа. Но тень от машины указывает на то, что источник света (может это и не Солнце) находится вверху, чуть слева. Если же взглянуть на горы, то тени ложатся справа, а значит источник света (все-таки Солнце) слева, низко над горизонтом! Неужели МАЗ мчится по дороге на планете, у которой три Солнца?

На этот факт указывает еще одна деталь. Если очень внимательно присмотреться, то, несмотря на помехи, вызванные отраженным светом, можно сквозь лобовое стекло увидеть пустое сиденье (на рисунке оно обведено контуром). Водителя нет. Вывод, МАЗ управляется дистанционно.

Но и это не все. Проведем на дороге дополнительную линию (желтая).

Передние колеса МАЗа висят в воздухе (или не в воздухе)! То ли низкая гравитация, то ли специальный антигравитационый двигатель. 

Итак, можно признать, что обложка учебника 10 класса самая интересная из всех учебников по физике!

Кстати, этот МАЗ (или очень похожий) можно найти в учебнике на стр.4, рис.3.

У МАЗа на обложке номер КА 9363. При внимательном изучении рис.3 можно с трудом определить только буквы КА и последние две цифры номера – 63. Но отражение в лобовом стекле не дает усомниться – это наша машина!

А теперь можно и учебник открыть.

Рис.30, стр.24.

Водное поло. Игрок в белой шапочке держит мяч, готовясь к броску. Почитаем комментарий к этому рисунку в учебнике: «Ударяя по мячу (рис.30), человек ощущает воздействие мяча во время удара». Но «человек» не ударяет по мячу, а бросает его. На мой взгляд, фотография волейболиста во время удара была бы более кстати в данной ситуации.

Рис.55, стр.47.

Цитата из учебника: «Если увеличивать начальную скорость бросания, то дальность полета тела также возрастет. Из-за кривизны поверхности Земли при определенной начальной скорости камень вообще может не достигнуть Земли и начнет двигаться вокруг нее подобно Луне (рис.55). Из этого мысленного эксперимента Ньютон сделал вывод…».

Ну, допустим, Луны на рисунке мы не видим. То, что это мысленный эксперимент желательно написать перед данной цитатой, а не после, иначе возникает много банальных вопросов.

Рис.58, стр.51.

Как учитель астрономии, я одобряю, когда астрономические рисунки используются в физике. Но можно ли назвать сей шедевр астрономическим рисунком? Для букваря, возможно, этот рисунок подойдет, но для 9-го класса….  (По учебнику занимаются девятиклассники)

Конечно, из-за ограниченности размеров страницы, сложно соблюдать масштаб при построении радиусов орбит планет. Да и размерами Солнца приходиться пренебрегать. Но желательно было бы это указать, ведь некоторые ученики закончат 9 классов и пойдут в жизнь с мыслью, что Сатурн больше Солнца. Но, к сожалению, это не все.

Цитата из учебника: «…Так и были определены массы различных космических тел (рис.58): Солнца, Луны, Земли, других планет и их спутников».

А Плутон на рисунке присутствует в качестве кого (чего)?  В 2007 году все прогрессивное человечество уже  больше семи лет знало, что планет осталось восемь! Плутон – один из крупных объектов класса Плутино (астероидов в поясе Койпера). Про астероиды речи в  учебнике нет. Размеры Плутона в полтора раза меньше Луны, не говоря уже про другие планеты. На рисунке же он больше Земли.

Да и орбита его слишком уж далека от истинной. У Плутона она сильно вытянута, пересекает орбиту Нептуна, чего не скажешь по рисунку. Если к этому добавить, что спутник Плутона – Харон, всего лишь в два раза меньше чем Плутон (на рисунке меньше раза в четыре), то можно констатировать, что с Плутоном у авторов учебника дело не задалось.

Хорошо, что авторы знают – не только у Сатурна есть кольца. И добавили кольца Урану. А зря….  Ведь наклон экватора Урана к плоскости орбиты 820, т.е. он вращается вокруг Солнца «лежа на боку». Кольца лежат в плоскости экватора, поэтому видно, что угол между экватором и плоскостью орбиты у Урана на рисунке невелик. Это, конечно же, не соответствует действительности.

Рис.60, стр.56.

И снова перед нами фото из раздела «Что бы это значило?».

Цитата из учебника: «Каждый человек в своей жизни наблюдал движение различных тел под действием силы притяжения к Земле (рис. 60)». Осталось догадаться, что падает на этом рисунке, откуда и куда.

Рис.81, стр.76.

Цитата из учебника: «…направление силы тяжести можно определить по «отвесу»…каменщик, укладывая кирпичную стену, проверяет, вертикальна ли грань стены, именно таким способом (рис. 81)». Что проверяет каменщик на этом рисунке трудно сказать, но явно не стену, из-за отсутствия таковой. Вернее, кладка есть (хоть она и висит в воздухе), но проверяется вертикальность стены слева (от нас). А там кирпичи не доложены. А нет кирпичей и проверять нечего, только наличие силы тяжести.

Рис.150, стр.154.

На рисунке изображена доска, находящаяся в равновесии. Однако, сравнивая моменты сил слева и справа, можно вычислить: масса камней слева должна уж очень сильно превышать массу камня справа, по моим расчетам раз в восемь, ведь надо учитывать и плечи сил, и массу доски. 

Но доска находится в равновесии! Посмотрим на рисунок более внимательно. Для этого увеличим его и осветлим. 

Какой ужас! Под камнем справа находится бугорок, незаметный на первый взгляд!

Вот что можно обнаружить при использовании современных технологий в работе с учебником!

Категория: Школьные учебники | Добавил: anat (11.05.2010)
Просмотров: 1419 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 6
5  
Супер. И как после этого ученикам полностью понимать предмет. А если учесть что физика не еднственный предмет, в котором куча ошибок, то не удивительно, что средний балл по ЦТ не так уж велик( особенно по физике).

6  
Здесь фишка не в ошибках, а в приколах. Те баги, которые выявлены на теорию не влияют. Скорее, при утверждении учебника было указано добавить иллюстраций. Вот и шлепнули на скорую руку. Сразу, из-за спешки, никто на рисунки особо пристально не посмотрел. Ну и выпустили...

2  
Рис.60, стр.56. - ставлю 100 рублей на творчество Малевича

4  
Круто! biggrin

1  
Кстати, кладка кирпичная еще и слегонца кривовата. Хреновенько кирпичи лежат "через ряд"

3  
Согласен. Когда ложишь кладку, кирпичи кладутся через ряд ровно, чтобы удобнее было углы подгонять.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Смиловичи

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz