Среда, 23.08.2017, 17:47

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Форма входа

Основное меню

Категории раздела
Школьные учебники [17]
Астрономия [17]
Тестирование [6]
Современная физика [6]
Лабораторные работы [3]
Документы [3]
Наши опросы [2]
Олимпиада [2]
Исследовательская работа [1]

Наш опрос
Как часто старшеклассники пользуются услугами репетитора?
Всего ответов: 396

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Школьные учебники

Иллюстрации в учебнике «Физика – 11»

Физика: Учебное пособие для 11-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / В.В.Жилко, Л.Г.Маркович. – Мн.: Нар. асвета, 2009. – 255 с. : ил.

Рисунки в учебнике в основном схематические. Авторы над ними очень хорошо поработали, поэтому неточностей мало. Но все-таки сроки написания были небольшие, поэтому нам удалось кое-что наскрести и в этом учебнике, особенно в последних частях. Очень хотелось бы, чтобы авторы учебника познакомились с данным материалом и в следующих изданиях подправили баги…

Рис.4, стр.13. «Вектор-проекция»

На рисунке вектор силы тяжести представлен в виде суммы двух векторов F1 и F2. Про вектор F1 в учебнике не говорится, а вот про вектор F2 написано, что «возвращающей силой в данном случае является проекция F2 силы тяжести на касательную к дуге (см. рис. 4)». Но проекция не есть вектор. Возможно, следовало написать «…является вектор-проекция F2 силы тяжести…». По крайней мере, такое определение встречается, хотя учащиеся его не проходили.

Рис.7, стр.19. «Математический маятник»

Нет значка вектора над максимальной скоростью (второй и четвертый маятники слева).

Рис.9, стр.21. «Пружинный маятник»

Скорость на рисунках не обозначена как вектор. Это несколько странно, так как ускорение свободного падения знак вектора имеет.

Рис.20, стр.52. «Трансформаторы»

Рисунки не ахти какие. Можно было и фотографии поместить, например такие:

      

      

На первом рисунке тороидальный трансформатор, далее два однофазных и последний – трехфазный.

Рис.34, стр.76. «Найди отличие»

Увеличив яркость, разрешение и контрастность, пытался выяснить, чем же отличаются на рисунке точки максимума от точек минимума, и не сумел. Может учащимся повезет больше…

Рис.54, стр.94. «Шустрый лучик»

Луч, падающий в точку В2, продолжен дальше, чем нужно:

 

Рис.85, стр.145. «Направление энергии»

Кинетическая энергия обозначена стрелкой, точно такой же, как скорость и ускорение свободного падения. Если авторы хотели показать, что телу передана кинетическая энергия, надо было взять, к примеру, двойную стрелку, или показать это каким-то другим образом. Иначе можно подумать, что кинетическая энергия имеет направление.

Рис.114, стр.189. «Дартс»

Потерялся электрон (показан красной стрелкой). На первой орбите должно быть два электрона, на второй восемь. Но один электрон, назло всем теориям, отправился в путешествие к первой орбите.

Всего на рисунке мы видим 10 электронов. Значит это атом неона. Но на правом рисунке изображающем ядро видно 9 протонов и 13 нейтронов. Конечно, мы можем и не видеть один протон, но в любом случае перед нами изотоп, и скорее всего очень радиоактивный.

Кстати, что означает коробка слева с надписью сверху «вещество» и непонятная черная дырка в ней?

Рис. 121 стр.201. "Радий-радон" 

На рисунке изображен альфа-распад радия, в результате которого получается радон. 

Ошибка в том, что несмотря на правильное обозначение радона (Rn), это не радон, а все тот же радий, так как под номером 88 в таблице Менделеева стоит именно он. У радона номер 86.

Рис.130, стр.226. «Заряд или масса?»

На рисунке а, цифры означают индексы. Это понятно. Не понятно, что обозначают цифры на других рисунках. Что не индексы, так это факт. А что? На рисунке в изображен нейтрон. Он не имеет заряда, поэтому можно предположить, что цифра вверху – заряд, а внизу – масса (в соответствующих единицах). Но тогда на рисунке б мы получаем частицы, участвующие в электромагнитном взаимодействии и не имеющие заряда. Значит, внизу заряд частицы, по крайней мере, на этом рисунке. Но рисунок г  все запутывает окончательно. Где заряд, а где масса определить уже не возможно, можно только догадываться.

Рис.132, стр.238 и рис.133, стр.239. «Чудо штативы»

       

Эти два рисунка находятся в учебнике по соседству. Попробуем определить размеры штативов. Так как по условию лабораторной работы (№1) длина нити не менее метра, высота первого (левого) штатива также 1 м. Очень высокий, однако, штатив. Да и длина подставки немалая – около 70 см. А длина прута, к которому прикреплена нить около 120 см!

Определить высоту второго (правого) штатива еще легче, надо лишь посмотреть на линейку. Длина линейки 15 см. Высота штатива от стола около 20 см. Ширина подставки около 11 см. Как видим, второй штатив сильно отличается от первого. Такой вот мини-штативчик.

PS. К сожалению, у меня в лаборантской таких штативов нет.

Рис.137, стр.242. «Крутое преломление»

Булавки 1 и 2 отмечают падающий луч. Попадая в призму, луч преломляется, а выходя – преломляется снова. Все вроде бы хорошо, однако ход луча в призме нереален. Луч идет практически перпендикулярно основаниям призмы, что в принципе невозможно.

Кстати, у себя на уроке я не использую булавки. На листе проводится под нужным углом к основанию призмы линия. Ученик сквозь призму смотрит на линию и по ее направлению с другой стороны призмы с помощью линейки проводит продолжение. Предварительно очертив призму, получаем точки пересечения линий с основанием призмы. Осталось соединить эти точки, и необходимый рисунок получен.

Рис.140, стр.248. «Ключ статист»

Ну и, наконец, последний рисунок учебника. Авторы решили в конце улучшить нам настроение, поэтому показали интересную схему, в которой ключ участвует только для галочки:

Как видим, зеленые провода подсоединены к одной и той же клемме.

Очень похоже, что рисовали с натуры, так как ключ разомкнут, а приборы показываю напряжение, лампочка светится, как и было бы на самом деле при таком подключении. Если же это ошибка художника, то ключ должен быть включенным.

Интересно, что в учебнике указано напряжение, которое должно быть на трубке с гелием: 6 В. Но у нас прибор показывает около 7,5 В. Это также подтверждает наше предположение – художник был приглашен на эксперимент и не обладал необходимыми знаниями.

Категория: Школьные учебники | Добавил: anat (16.05.2010)
Просмотров: 1659 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Точно газы, ведь неон газ. А так как данный изотоп получается страшно радиоактивный, то вы попали в самую точку!

1  
Рисунок 114. Я знаю, что это за коробка. Братья Стругацкие надоумили...
"...По-моему, это было лучшее из всех изобретений Выбегаллы. Нельзя было не испытывать огромного удовольствия, посылая такое письмо в ответ на сообщение о том, что «Гр. Щин просверлил в моей стене отверстие и пускает скрозь него отравляющих газов»..."

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Смиловичи

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz