Исаченкова
Л.А., Пальчик Г.В. Физика: учебное пособие для 9 класса учреждений,
обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения
с 12-летним сроком обучения (базовый и повышенный уровни). – Мн.: Нар. асвета, 2006.– 198 с.: ил.
Завершаем обзор иллюстраций учебником 9-го класса.
Рис.61, стр.49. «Вызывали?»
Иллюстрация к теме «Защита от ионизирующего излучения». Цитата:
«При работе с радиоактивными веществами используют свинцовые фартуки (рис. 61)…». Примечательно, что свинцовые фартуки
просвечиваются. Наверно, радиация повлияла на структуру вещества.
Рис.92, 93, стр.67. «Свет и тень»
На нижнем рисунке неточность: полутень будет плавно светлеть от границы
тени до освещенного пространства.
Рис.94, стр.67. «Затмение»
На рисунке схема солнечного затмения. Согласно рисунку, на
всей территории Земли обращенной к Солнцу будет наблюдаться частичное или
полное затмение. Это не так. Затмение проходит по территории Земли узкой
полосой, поэтому в Беларуси это явление очень редкое. В учебнике астрономии
приведен рисунок, который немного ближе к истине:
Рис.109, стр.76. «Что бы это значило?»
И снова наша любимая рубрика «Что бы это значило?». Главное
в данном рисунке … зеркало!? Цитата: «Выпуклые зеркала можно наблюдать … в
автомобилях (рис.109)». А мужик в соседней машине зачем в кадре? Может у вас есть
идея на этот счет.
Рис.120, стр.79. «Волшебное стекло»
На рисунке изображено преломление света в стекле. При
изменении угла падения, изменяется и угол преломления. Стеклянная пластина одна
и та же. По рисунку несложно посчитать показатель преломления стекла, так как четко
видны все углы. Оказывается, что для первого рисунка показатель преломления
2,24, а для второго – 1,64. Различается почти в полтора раза. Вот такая
нестыковочка.
PS. Из
учебника 11 класса, показатель преломления стекла 1,52-1,54.
Рис.173, стр.104. «Солнечная система»
Ну, любят авторы учебников изображения Солнечной системы.
Вот и в учебнике 9-го класса в качестве примера движения тел показано как «движутся
автомобили, спутники, люди, планеты (рис. 173)». Странная очередность. Может
под спутниками имеются в виду спутники людей? Одно очевидно, на рисунке не автомобили
и не люди. Значит планеты. И что здесь опять делает Плутон? Ну а раз поместили…
Во-первых, угол наклона Плутона к эклиптике 17 градусов, а на рисунке около 27.
Размер Плутона много меньше всех планет. Ну и главное: Плутон не планета!!!
А самая большая планета, по мнению авторов – Нептун, которая
на рисунке дальше всех, но все равно самая большая.
И еще интересное наблюдение: чем дальше от Солнца, тем ниже
опускаются орбиты планет, образуя своеобразный холмик.
Рис.174, стр.104. «Силовое поле тяготения»
На рисунке приведен пример поля – «к материи стали относить …
и силовые поля: тяготения (рис.174)…». А я и не знал, что силовое поле
тяготения представляет собой спираль. Я-то считал, что силовые линии
гравитационного поля направлены по прямой к центру тяжести тела.
Рис.190, стр.111. «Проекции на оси»
В учебнике разъясняется, когда проекция вектора
положительна, а когда отрицательна. И при этом опираются на приведенный
рисунок. Но на рисунке проекции почему-то не подписали (красные горизонтальный
и вертикальный отрезки).
Рис.213, стр.122. «Карта сокровищ»
Симпатичная карта «Острова сокровищ» имеет, однако, одну
неточность – Солнце находится на севере, отбрасывая тень от дерева на юг.
Рис.241, стр.142. «Полет президента»
Пример движения в подвижной системе отсчета – движение самолета
в ветреную погоду. Происшествие с президентом
Польши Лехом Качинским похоже никого не научило…
Рис.252, стр.151. «Девочка с шаром»
Баскетбольный мяч тяжелый, поэтому бросок девушки выглядит
как-то неестественно. Ладошка опущена вниз, а не вверх как при броске. Если
убрать мяч, то телодвижения девушки будут походить на танец.
Рис.262, стр.158. «Последний путь»
Куда едет автомобиль? Дорога заканчивается и впереди обрыв.
Водитель же только нажимает на газ. Ну что ж, в последний путь, дорогой
товарищ!
|