В прошлые годы
много дров наломали с реформированием-перереформированием. И, наконец, закончились,
казалось бы, злоключения с 11-12-11 леткой. И все расслабились, но напрасно.
Ведь обратная ломка с 12 на 11 летку начиналась в 2008 году с того самого
класса, который в этом году заканчивает школу. Напомню, что в результате игр с
реформами, появились штриховые 9 и 11 классы, а в 8 классе была перелопачена
программа. В 2008/2009 учебном году 8 классы прошли три раздела:
1. Механические
явления (16 ч)
2. Тепловые
явления (25 ч)
3. Электрические
явления (26 ч)
А весь следующий
год они изучали механику.
А вот «Световые явления»
были пропущены. Кстати и следующий класс «Световые явления» не изучал. Уже в
прошлом году (2010) эта тема благополучно вернулась в 8 класс. А про то, что нынешние
10 и 11 классы ее пропустили, забыли. Иначе как можно объяснить тот факт, что
на 2 этапе республиканской олимпиады, пятое задание в 10 классе было по оптике.
У нас никто даже не начал решать эту задачу, так как учителям и в голову не
могло прийти, что задания не будут соответствовать программе.
Ну да ладно, с
олимпиадой. Посмотрим, что у нас с программой 11 класса. Никто даже и не
вспомнил, что тема «Световые явления» не проходилась учащимися. Программа по
сравнению с прошлым учебным годом не изменилась, несмотря на то, что
прошлогодние 11-классники эту тему изучали.
Что же мы имеем.
Темы «Отражение света», «Преломление света», «Построение изображения в плоском
зеркале», «Полное отражение» и вдобавок самостоятельная работа по теме «Интерференция
и дифракция света» должны быть пройдены за один урок. Следующий урок – лабораторная
работа «Определение показателя преломления стекла». Это довольно объемная
работа и даже одного урока для нее маловато. С учетом того, что ученики не в
состоянии переварить за один урок совершенно новые темы в том количестве,
которое нам предлагается, работа для них будет непосильной. И, наконец, третий
урок «Решение задач».
Что я делаю в
этом случае. Во-первых, самостоятельную работу я сумел провести на урок раньше,
после темы «Дифракционная решетка». Далее я выделил еще один дополнительный урок
для рассмотрения этих тем. Вот что у меня получается:
1. «Законы отражения
и преломления света». При этом я остановился только на рассмотрении явления с
помощью геометрической оптики. Все охватить никак не получится, поэтому
приходится чем-то жертвовать.
2. « Полное
отражение и построение в плоском зеркале».
3. Решение задач
по темам.
4. Лабораторная
работа «Определение показателя преломления стекла».
Будем надеяться, что
на следующий учебный год, ответственные люди вспомнят, что 11-классники не
проходили тему «Световые явления» и изменят программы, хотя самый адекватный
шаг, вернуть еще по одному уроку физики в 10 и 11 классы, как это было до
горе-реформирования.
|