Исаченкова Л.А., Лещинский Ю.Д. Физика: Учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Под редакцией Исаченкова Л.А. – Мн.: Нар. асвета, 2009 г.:
ил.
В учебнике много иллюстраций. Рассмотрим их более
внимательно.
Для начала фото из рубрики «Что бы это значило?»
Иллюстрация к разделу "Давление", стр.107.
Что в правой руке у водолаза? Если обратить внимание на
пузыри воздуха, то можно заметить, что они появляются из двух источников: из
акваланга, что естественно, и из странного предмета в руке. Если у вас есть
идея, что это за предмет, поделитесь своими соображениями.
Следующий сюжет из §1, стр.7. На рис.3 показано движение
Земли вокруг Солнца.
Не вдаваясь в подробности относительно размеров небесных
тел, можно, однако отметить, что орбита Земли на рисунке сильно вытянутая. На
самом же деле, она близка к окружности. Более подробно об этом рисунке на сайте
«Школьная физика» (http://www.sh-fizika.ru/).
Стр.9, рис.5. Очень интересный рисунок.
Цитата с сайта «Школьная физика»: «Любопытный ученик …
спрашивал, почему нет этого следа у одного из самолетов? Действительно, при тех
же атмосферных условиях у первого самолета так называемый конденсационный след
отсутствует. Возможно, у него отключился двигатель и его ждет неминуемая
катастрофа? Слава богу, художник просто забыл его дорисовать!» (конец цитаты).
Однако, справедливости ради, можно отметить, что подобные фотографии
есть и в интернете:
Как видим и здесь у первого самолета отсутствует след.
Поэтому вопрос остается открытым: следа нет по каким-то физическим причинам,
или это ошибка художника.
Но на рис.5 самолет без следа, к тому же, не очень вписывается в
построение самолетов. Для сравнения фотография самолетов, выполняющих маневр.
Все сходится, за исключением одного самолета. Может это
просто мираж (без кавычек и с маленькой буквы)
§3. Стр.14, рис.14.
Цитата с сайта «Школьная физика»: «Искусственные спутники
Земли обычно вращаются в ту же сторону, что и Земля – с запада на восток, т.е.
против часовой стрелки, если смотреть с северного полюса мира. Так экономится
топливо при запуске – скорость вращения Земли добавляется к набираемой ракетой
скорости автоматически, в соответствии с законом сложения скоростей. Поэтому и
космодромы стараются располагать поближе к экватору (за исключением военных,
там спутники выводят обычно на полярные орбиты, через полюса или близко к
этому, чтобы просматривать всю поверхность Земли)». К этому добавить нечего.
Стр.15, рис.16. «Белорусский
спидометр». Без комментариев.
Следующий рисунок 17,
стр.16. «То ли ТУ, то ли Ил».
И опять самолет! Вроде ничего необычного в нем нет, однако
авторы учебника утверждают, что этот самолет ТУ-134. Кто когда-нибудь видел
этот самолет, с ними вряд ли согласится. Возможно, это Ил-86. Если вам
интересно, более подробную информацию с фотографиями Ту-134 можно найти на
сайте «Школьная физика».
Рис.43, стр.34. «Глобус Европы»
§8 начинается словами: "Посмотрите на глобус (рис. 43)."
Глядя на этот «глобус» из учебника, сразу вспоминается анекдот
про глобус Украины (Беларуси). Только в данном случае нам пытаются втюрить
глобус Европы. Интересно, а Беларусь на этом глобусе в каком полушарии будет –
в западном или восточном?
И уж совсем непонятно, что делаем японка в Скандинавии, а древний египтянин в Украине. Остальные персонажи неразборчивы, но похоже они сказочные, раз могут ходить по воде.
Не обошли этот рисунок и авторы
сайта «Школьная физика»: «…какой же это глобус! Кажется, авторы не видели
обычный школьный глобус! Глобус (от лат. globus, «шар») - вращающаяся
шарообразная модель Земли, другой планеты или небесной сферы с нанесенной на ее
поверхность картографическим изображением. Глобус имеет масштаб, систему
меридианов и параллелей (см. фото.)».
Еще несколько интересных, на мой взгляд, фотографий.
Стр.33, рис.41 «Арбуз со смещенным центром тяжести».
Хорошо видно, что арбуз в этом положении покатится вправо, так как его
центр тяжести должен находится правее перпендикуляра к опоре. Раз этого не
происходит, значит центр тяжести у арбуза смещен и находится над точкой опоры.
Стр.70, рис.101 «Царь-Лопата».
Есть в России Царь-Колокол, Царь-Пушка. А у нас есть Царь-лопата. Такой
лопатой и экскаватор перешибить можно. Жаль, такая же она бесполезная, как и ее
тезки. Не родился еще на Земле богатырь, способный работать такой лопатой.
Стр.78, рис.107 «Нить в кольчуге».
Не всякую нить пережечь можно. Если с верхней нитью справиться легко, то
вот к такой, как на нижнем рисунке, не подлезешь. Напрасно со спичкой сунуться
– ничего не получится, нить в кольчуге из пружины.
Стр.79, рис.108 «Меткий стрелок».
Я думаю, стрелок не промажет. Даже мышеловка не помешает.
Стр.99, рис.138 «Электрик».
Что делает мужчина? Лампочку вкручивает?
По идее машину поднимает. Странная позиция. Да и машина не по размеру. В
нее мужчина точно не влезет. Наверно макет.
K_Hunta (Интуитивное мышление) заметил еще одну интересную деталь: Дядька не отбрасывает тени, в отличие от автомобиля. Вампир?
Стр.111, рис.153 «Копатель».
А что, парень первый раз лопату в руки взял. Ну откуда он знает, как сей
предмет держать надо. Как умеет, так и копает. Вы лучше попробуйте так ногу
вывернуть! Что, не получается? То-то же!
Но оказывается бедный мальчик инвалид детства, у которого левая нога значительно короче правой. Наблюдением поделился K_Hunta (Интуитивное мышление). Если вы заметили
интересную фотографию в учебнике, пишите письма anationa@mail.ru
|