Рекомендации по изучению теоретической части экзамена по физике за курс базовой школы. Приводятся страницы учебных пособий, где расположен необходимый материал первых вопросов билетов.
Нашел в сети РТ по математике 3 этапа, вариант 2. Кто по каким-то причинам не смог съездить на РТ, можете скачать и проверить свои знания по математике. Очень не рекомендую скачивать тем, кто поедет на 3 этап, но позже.
Рекомендации по выполенению экспериментальных заданий (3 вопрос билета) выпускного экзамена по физике. За основу взят материал, опубликованный в НГ. Добавлены рекомендации по выполнению экспериментальных заданий билетов №9, №14, № 16, №20, которых не было в данной публикации.
Краткое методическое пособие для подготовки к ЦТ. Все необходимые формулы, законы, определения из школьного курса физики. Скачать можно здесь Примечание: в формате rtf (заархивирован)
В учебнике "Физика-10" авторов И.И.Жолнеревич, И.Н.Медведь, 2007 года, найдены новые баги. Подробнее здесь...
Упражнение 22 №3. Условие:
Протон, движущийся со скоростью 3,0·107 м/с, упруго сталкивается с покоившимся ядром гелия и отскакивает назад со скоростью 1,8·107 м/с. Масса протона в 4 раза меньше массы ядра гелия. Определите скорость ядра гелия после столкновения.
Ответ:1,2 м/с.
Неправильный ответ. Правильный ответ 1,2·107 м/с.
Упражнение 22 №4. Условие:
Бильярдный шар, движущийся со скоростью 5,0 м/с по горизонтальному столу, сталкивается с таким же покоящимся шаром. Направление его движения после столкновения составило угол 30° с первоначальным. Угол разлета бильярдных шаров равен 90°. Определите скорости шаров после столкновения.
В первой статье мы писали о кромлехах – древних каменных кругах, которые, кроме всего прочего, были настоящими обсерваториями. Такие обсерватории разбросаны по всему миру. Стоит ли удивляться, что появляется все больше находок, свидетельствующих о том, что наши предки имели и специальные приборы для наблюдения или моделирования движения небесных тел. Одна из самых загадочных таких находок – антикитерский механизм.
Подобный рисунок приведен в учебнике астрономии (2009 г). Только там его называют лунным календарем (стр.35, рис.20). Наш рисунок взят из Википедии.
Цитата из Википедии (с сокращениями): Антиките́рский механизм (другие варианты написания: антикитирский, андикитерский, ан
... Читать дальше »
Температура холодильника теплового двигателя t2=250°C. Чему должна быть равна температура нагревателя t1, если КПД цикла Карно должен быть 30%?
Ответ: 747 К.
В задаче спрашивается не значение абсолютной температуры, а в ответе приведена именно она. Правильный ответ: 474°C.
Упражнение 20 №4. Условие:
Газ находится при температуре t=20°C. На сколько нужно повысить температуру t1 газа, чтобы среднеквадратичная скорость движения его молекул утроилась?
Ответ: 2637 К.
Непонятно, что значит величина t1 в условии задачи. Она здесь явно случайно. Или не случайно? Судя по ответу, авторы задачи хотели найти именно конечную температуру, а не ее изменение. Но тогда, ответ должен быть в градусах Цельсия, а не в Кельвинах. Чтобы е
... Читать дальше »
Все знают знаменитое сооружение древности - Стоунхендж, каменную изгородь. Однако это не единственное в своем роде сооружение, а одно из многих, некоторые из которых открыты совсем недавно, в нашем тысячелетии. Подобные строения называются кромлехи. О том, что это такое и будет речь в данной статье.
Кромлех — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.
В статью "Тайны Ноланца" о Джордано Бруно внесены изменения. Полная версия находится здесь.
Небольшой отрывок
Из учебника астрономии 11 класса белорусских школ пропал интересный, исторический персонаж – Джордано Бруно. В последнее время появилось много материала об этом итальянском философе. Попробуем понять, почему же он исчез из современного учебника.
Изучая материал по теме, я обнаружил расхождение во мнениях по следующим вопросам:
1. Кто есть Джордано Бруно – ученый, астроном, поэт, философ? 2. Насколько рьяно католическая церковь преследовала и пытала Бруно? 3. Почему его казнили? 4. Извинилась ли католическая церковь за казнь Бруно?
Итак, начнем по порядку, а потом сделаем выводы из вышесказанного.
Кто есть Джордано Бруно – ученый, астроном, поэт, философ?
Самый легкий на первый взгляд вопрос, однако, не
... Читать дальше »