Жолнеревич И.И., Медведь И.Н. Физика: Учебное пособие для 10
класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с
русским языком обучения с 12-летним сроком обучения (базовый и повышенный
уровень). 2-е издание. Мн.: Нар. асвета, 2007 г.: ил.
Продолжим знакомство с иллюстрациями учебника.
Рис.52, стр.45.
Цитата учебника: «Действительно, каждый человек из личного
опыта знает, что в вагоне, движущемся с постоянной скоростью по прямолинейной
дороге, можно легко вставать, ходить, не теряя равновесия, можно даже играть в
теннис (рис. 52)». Интересно, пробовали ли сами авторы учебника играть в
движущемся вагоне в теннис? А ведь в 8-ом классе при изучении теплового
расширения тел дети узнают, что рельсы не ложатся вплотную друг другу во
избежание деформации при повышении температуры. Поэтому и колеса стучат, а не потому, что
формула площади круга пи эр квадрат.
Еще интереснее определить размеры вагона. Так как длина
стандартного теннисного стола 2 м 74 см, а вагон на рисунке примерно в 2,5 раза
больше за стол, то длина вагона 6 м 85
см. Мягко говоря, небольшой вагончик. Наверно, специально для игры в теннис в
движущемся вагоне.
Рис.62, стр.57.
Известный опыт. В стеклянной трубке птичье перо, кусок
пенопласта и свинцовая дробинка. Слева, предметы падают, когда в трубке воздух,
справа – когда воздух выкачан. Но на самом деле, когда воздух будет в трубке
(рисунок а), дробинка упадет намного раньше пера – перо и четверть расстояния
не пролетит. К тому же на рисунке б, предметы уже упали, и не ясно, падали ли
они вместе, или дробинка упала первой.
Рис.66, стр.59.
На рисунке пример тела, «брошенного с начальной скоростью,
направленной вертикально вверх». Какое именно тело имеется в виду, не очень
ясно.
Рис.73, стр.67.
Как указано в учебнике, тело движется вдоль вертикальной оси
с ускорением, а вдоль горизонтальной оси равномерно. Проверим, будут ли
проекции скорости на горизонтальную ось равны. Проведем перпендикуляры.
Как видим, первую половину пути, если судить по рисунку,
тело двигается равноускоренно – скорость (красные вектора внизу) увеличивается.
По сравнению с первым вектором, третий больше раза в четыре! Но вторую половину
пути, судя по рисунку, скорость будет уменьшаться. Вот такой парадокс.
Рис.83, стр.77.
На тело, находящееся на поверхности Земли в черной точке
(обозначения ее нет на рисунке), действует две силы: тяготения, направленная к
центру Земли по радиусу, и сила реакции опоры. Причем сумма этих сил, по закону
Ньютона, равна ma. Проверим, так ли это, для чего
найдем сумму двух указанных сил:
Как видим, равнодействующая сил (зеленый вектор) не
совпадает по направлению с ускорением (желто-зеленый вектор).
Рис.85, стр.80.
О том, что спутники запускают с запада на восток, а не с юга
на север, отмечалось в комментариях к иллюстрациям учебника 7-го класса.
Рис.110, стр.101.
«Качение тяжелого цилиндра по куску поролона…». Прогибаясь,
поролон не будет иметь четкие углы на краях как на рисунке, линия поверхности
поролона будет плавной.
Рис.170, стр.101.
Слева цилиндр висит в воздухе, справа – в воде. Для большей
наглядности, цвет цилиндра следовало бы в воде слегка обесцветить.
Обратите внимание на динамометр. До сих пор на рисунках
изображался школьный динамометр (до 4 Н). Сейчас шкала непонятная, трудно
определить вес цилиндра. А если посмотреть внимательно на правый рисунок, то
становится неясным, зачем на динамометре деления выше красной стрелки – все
равно, выше стрелка не поднимется: мешает крючок.
Это рисунок, но с другой формой груза приведен в конце
учебника (стр.254, рис.243), в лабораторных работах. Обсуждать его не будем –
проблемы те же.
Рис.177, стр.175. «Что бы это значило?»
Чтобы помочь вам ответить на этот вопрос, приведем цитату
учебника: «Погрузим полностью тело в жидкость и предоставим самому себе. Если
сила тяжести будет больше силы Архимеда, то оно будет тонуть, пока не упадет на
дно сосуда (рис. 177). Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то оно будет
всплывать, поднимаясь к поверхности жидкости (см. рис. 177)».
Тело, типа пластилиновой полусферы, как следует из цитаты,
опускается на дно, потому что «сила тяжести будет больше силы Архимеда…». А
другое такое же тело всплывает, «поднимаясь к поверхности жидкости». Почему?
Рис.179, стр.177.
Ареометры. Слева он в жидкости. Зачем жидкость, ведь
ареометр все равно стоит на дне и плотность показать не может. А к чему на
правом рисунке два ареометра, тем более плавающие на разных глубинах?
Рис.197, стр.191.
На рисунке в у груза оторвался крючок. А крючки
динамометра сжимаются вместе с пружиной. Очень интересное явление.
Рис.213, стр.210.
Пружинный маятник проходит через отверстие в пластине
(вверху). Если бы пластина была прозрачной, маятник бы не прерывался. Значит
она не прозрачная. Тогда почему мы через нее видим левую стойку приспособления?
К тому же после пластины маятник заметно потолстел.
Рис.232, стр.233.
Простой деревенский паренек что-то просит у Бога. Вокруг
него туман, а дальше какая-то странная растительность и горы. Высокие горы со
снегом на вершинах. Что бедный белорусский мальчишка делает в горах. Ответ дан
в учебнике: изучает такое интересное явление как эхо.
Рис.213, стр.210.
На рисунке динамометр с тремя школьными грузами. Значит, он
показывает силу 3 Н. Оценим шкалу деления динамометра. 3:14=0,214 Н/дел.
Странный динамометр. Опять же, меньше трех грузов на нем не взвесишь, так как
крючок помешает. И зачем тогда деления (неровные) выше нанесены?
|