Одна из задач нашего сайта – поиск описок, опечаток, ошибок
в учебниках, задачниках, на олимпиадах и т.д. Может это нехорошо, выискивать
чужие ошибки и их раскритиковывать, но я хочу привести один пример, который
касается непосредственно меня.
Когда я пришел работать в школу и мне доверили преподавать
астрономию, я стал работать по учебнику 1991 года (автор Воронцов-Вельяминов
Б.А.). Учебник на белорусском языке, но это не важно. Все дело в том, что за
годы учебы в институте я подзабыл астрономию, хотя в школе она мне нравилась. И
когда я рассказывал ученикам про планеты Солнечной системы, то характеристики
планет я брал из таблицы в конце учебника. Вот половина этой таблицы: Масса Плутона в этой таблице 0,02 массы Земли (выделено
красным). На самом деле, это значение должно быть в 10 раз меньше – 0,002. Но
переводчик или кто-то еще допустил описку, так как в более ранних изданиях этой
ошибки нет. На первый взгляд ничего страшного – подумаешь, на один ноль
ошиблись, ноль это «пустое» место…
Но прикинув, что Плутон всего лишь (как следует из этой
злосчастной таблицы) в три раза меньше по массе за Меркурий, а по плотности он
меньше в четыре раза, получим, что объем Плутона больше за объем Меркурия. Вот
такая получилась арифметика. И у меня в голове закрепилось – Плутон больше
Меркурия.
А по книге этой мы учили детей долго, больше 10 лет.
А теперь посмотрите в учебники физики: 8 класс, 9 класс, 10
класс…
В этих учебниках есть рисунки Солнечной системы. И на всех
рисунках изображен Плутон. Допустим, авторы учебников не интересуются новостями
астрономии и не знают, что Плутон уже давно не планета. Но обратите внимание на
размеры Плутона на этих рисунках. Плутон больше Меркурия, или, по крайней мере,
сравним с ним. То есть, авторы данных учебников читали ту же астрономию, что и
я. И у них тоже отложилось в голове: Плутон больше Меркурия.
Закончится ли на этом история с Плутоном? Я думаю – нет. Ученики
8-10 классов не изучают астрономию и, «благодаря» рисункам в учебниках физики,
твердо усвоят – Плутон планета, причем довольно большая. Больше Меркурия.
Учебник для ученика – истина последней инстанции. Он из
учебников черпает знания. Любая ошибка учебника или учителя может отложиться на
долгую память у учеников как непреложная истина. Поэтому каждая описка,
неточность могут нанести серьезный удар по знаниям учащихся.
А значит, надо минимизировать количество ошибок в учебниках,
что мы и пытаемся сделать.
|